Криминальное банкротство не прижилось в Беларуси

В Беларуси криминальное банкротство не получило широкого распространения, сообщила на пресс-конференции в Минске 11 февраля управляющий партнер международной юридической фирмы Cobalt в Беларуси Дарья Жук, пишет БелаПАН.

«Компании, которые заявляют о своем банкротстве, на самом деле имеют сложное финансовое положение. Об этом говорит и судебная практика, и статистика», — сказала эксперт.

Она отметила, что в Беларуси развит механизм субсидиарной ответственности должностных лиц. «Например компания должна значительную сумму. Юристами проводится анализ, чем это было вызвано. Часто встречаются случаи намеренного решения собственников или директора о выводе активов из компании. В таких случаях можно привлекать к ответственности лиц, которые привели компанию к такому состоянию», — пояснила юрист. При этом она отметила, что такие случаи редки. Они выявляются в ходе уголовного преследования или процедуры банкротства.

По словам Жук, в 2015 году количество дел о банкротстве возросло в десятки раз. Это в основном банкротство частных компаний, среди государственных — 76 случаев. «Хотя мы понимаем, что у них тоже есть вопросы, связанные с финансовым положением», — отметила она.

Законодательство о банкротстве в Беларуси либерализируется. «Если раньше законодательство было в пользу должника: защитить его и не допустить разорения. Кредиторы зачастую не имели от этих дел ни морального, ни материального удовлетворения. Сейчас делаются шаги, чтобы соблюсти баланс интересов всех сторон», — сказала эксперт.

Участились случаи, когда иски о процедуре банкротства подают сами должники. «Тот, кто первый подал иск, имеет возможность выбрать антикризисного управляющего. Его роль очень важна, чтобы управлять процессом, который может иметь и положительный выход», — считает Жук.

По ее словам, антикризисные управляющие стали применять на практике выставление на продажу не только имущества должников, но и дебиторскую задолженность. «Управляющих можно понять, ведь их задача — максимально расплатиться с кредиторами. Дебиторская задолженность тоже может быть интересна для финансовых компаний и вполне ликвидна», — отметила Жук.

По данным Верховного суда, в 2015 году количество возбужденных дел о банкротстве организаций частной формы собственности составило 2.506, в том числе 1.351 — в экономическом суде Минска, в производстве находилось 2.576 дел (1.357). В отношении госпредприятий велось 70 дел (по 16 принято решение о санации, по 36 — открыто ликвидационное дело, по 18 — принято решение о банкротстве).

Напомним, в Беларуси установлена уголовная ответственность за все виды криминального банкротства (ложное банкротство, сокрытие банкротства, преднамеренное банкротство), а также за препятствование возмещению убытков кредитора. Так, за преднамеренное банкротство (ст. 240 УК) максимальным наказанием является лишение свободы на пять лет.