За оскорбление Лукашенко 79-летнего пенсионера могут отправить в психбольницу

Александр Лапицкий, как отмечено в обвинении, отправлял чиновникам письма, в которых оскорблял представителей власти, в том числе президента. Приговор суда — принудительное лечение в психбольнице.

Александр Лапицкий не был известным общественным активистом и до приговора суда Фрунзенского района столицы о нем мало кто знал. Но 12 апреля его признали виновным в оскорблении представителей власти, судей, президента и направили на принудительное лечение, так как экспертиза показала, что у пенсионера имеется хроническое психическое расстройство.

Некоторые правозащитники считают, что на самом деле Лапицкого наказали за принципиальность и критические мысли, и настаивают, что его нужно признать политзаключенным.

Александр Лапицкий

В письмах к чиновникам пенсионер использовал слова «козлы», «идиоты» и «отморозки»

Правозащитник Олег Волчек рассказал Naviny.by, что Александр Лапицкий является кандидатом химических наук, но уже давно на пенсии.

«Он нормальный, вменяемый человек, — считает Волчек. — Я видел письма, которые он отправлял чиновникам. Действительно, там есть неоднозначные слова и выражения. Но я хочу сказать, что к нам в общественную приемную часто приходят люди с похожими обращениями. Правоохранительные органы, да и вся исполнительная власть иногда доводят людей до того, что они уже не могут сдерживать эмоций в своих обращениях».

Письма Лапицкий отправлял по электронной почте.

Часть писем касалась обстоятельств уголовного дела в отношении сына Лапицкого, которого судили по обвинению в избиении супруги. Лапицкий представлял в суде интересы своего сына.

«Восемь лет тянулось разбирательство. Александр Никифорович и его сын настаивали на невиновности, оспаривали экспертизы. Но в итоге сына Лапицкого все-таки осудили», — рассказал Волчек.

Александр Лапицкий критиковал судебную систему, отправлял обращения в прокуратуру, Администрацию президента и суды.

В 2011 году пенсионер начал отслеживать разбирательство по поводу взрыва в минском метро. В своем блоге он детально расписывал, что, по его мнению, в трагедии виноват президент Беларуси и другие должностные лица.

«Я предупреждал его, что по этому поводу могут возникнуть проблемы, потому что такого рода обвинения не могут быть голословными, — отмечает Олег Волчек. — Однако непонятным остается, почему обвинения ему предъявили в 2016 году, ведь с момента взрыва в метро прошло уже пять лет»

Правозащитник также отмечает, что милиция неоднократно отказывала в возбуждении уголовного дела по факту оскорблений должностных лиц. Однако в этом году дело все-таки дошло до суда.


Александр Лапицкий и Олег Волчек

Процесс, по словам очевидцев, занял всего два дня. В приговоре отмечено, что оскорблением являются следующие слова и выражения из переписки пенсионера: «окабанели», «обнаглели», «козлы», «идиоты», «отморозки», «свиньи», «на выдумку и клевету судьи», «вся глубина нравственной деградации» и некоторые другие.

«Хочу обратить внимание, что в суде полный текст писем не зачитывался, поэтому контекст остается непонятным, — говорит Волчек. — В приговоре идет перечисление оскорблений, но нет четкого определения, кому именно из должностных лиц они были направлены. Конечно, Лапицкий использовал неподобающие выражения, но, на мой взгляд, это административное правонарушение, а не преступление, за которое пожилого человека нужно отправить на принудительное лечение в психиатрическую больницу».

Оскорбление президента и простого гражданина в Беларуси оценивается по-разному

Если бы Лапицкий в своих письмах оскорблял простых граждан Беларуси, его бы для начала привлекли к административной ответственности (штраф от 4 до 20 базовых величин), а если бы он в течение года снова позволил себе подобное поведение, дошло бы до уголовной ответственности (максимальное наказание — до трех лет ограничения свободы).

Но чиновники в уголовном законодательстве Беларуси стоят выше простых граждан. За оскорбление представителя власти, судьи или народного заседателя, а также президента уголовная ответственность наступает сразу же. И наказание, конечно, более суровое. За оскорбление главы государства — до двух лет лишения свободы.

Правозащитный центр «Весна», лишенный в Беларуси регистрации, на днях выступил с заявлением, в котором призывает уравнять в этом плане чиновников с простыми гражданами.

«Уровень защиты против диффамационных форм выражения мнения (посягательств на честь, достоинство и репутацию личности путем распространения порочащих сведений либо утверждений оскорбительного характера) у должностных лиц государства, будь это президент, прокурор или судья, не может быть выше, чем у любых других граждан», — отмечено в заявлении.

В Беларуси появится еще один политзаключенный?

Олег Волчек и ряд других правозащитников считают, что Александра Лапицкого следует признать политзаключенным, так как приговор суда является политически мотивированным.

«Его преследуют за критику, за гражданскую позицию», — заявил собеседник.

Глава Белорусского дома прав человека Татьяна Ревяко отметила, что заявления о признании Лапицкого политзаключенным пока преждевременны — приговор суда не вступил в законную силу, а обвиняемый сейчас находится на свободе.

«Однако если он все-таки будет направлен на принудительное лечение, мы будем рассматривать вопрос о признании его политзаключенным, так как нарушен стандарт свободы выражения мнения. Информацию о деле Лапицкого мы уже направили в международные организации, — подчеркнула правозащитница. — Мы настаиваем на декриминализации диффамационных правонарушений».

Известно, что адвокат Лапицкого намерен обжаловать вынесенный приговор.

На данный момент белорусские правозащитники признают политзаключенным одного человека — Михаила Жемчужного, основателя организации «Платформа», которая отстаивала права осужденных в Беларуси. В июле 2015 года он был осужден на шесть лет лишения свободы за то, что дал взятку сотруднику милиции в обмен на информацию, которая представляет служебную тайну.


  • Сегодня мы все 79-летние пенсионеры...
  • Карательная медицина... Как она все-таки брутальна...
  • [quote="H oland R ika"]Сегодня мы все 79-летние пенсионеры.[/quote] В Минске трудятся 14 девяностолетних пенсионеров, пишет агентство «Минск-Новости». Как рассказала начальник отдела назначения и выплаты пенсий и пособий управления пенсий и пособий комитета по труду, занятости и социальной защите Алла Колбик, всего на учете в столице состоят почти 475 тысяч пенсионеров. Из них 176 478 продолжают трудиться. Причем 57 678 – это граждане в возрасте 55-60 лет, 89 957 – в возрасте 60-69 лет, 11 447 – 70-79-летние, 630 пенсионеров – 80-89-летние.