Красивый, но опасный. Красный дуб угрожает Беловежской пуще

Через 100 лет красный дуб может расселиться по всей Беловежской пуще.

Красный дуб — красивое дерево, которое часто используется в декоративных целях, в том числе и в Беларуси. Но если для Северной Америки это совершенно обычный вид, то для нас он стал практически бедствием.


Поросль красного дуба в Беловежской пуще.  Фото: wildlife.by

В Беловежской пуще красный дуб появился конце 19-го века, и человек активно способствовал его распространению — во второй половине прошлого века деревья высаживались и для красоты, и при искусственном лесоразведении. А после 1980-х годов красный дуб начал активно распространяться сам, рассказал старший научный сотрудник нацпарка Дмитрий Бернацкий.

По его словам, красный дуб — наиболее опасный вид деревьев в Беловежской пуще. В отличие от черешчатого дуба, который растет в Беларуси, красный более экологически пластичен и хорошо приживается. По словам Бернацкого, этот вид растет в разных условиях и избегает только сильно заболоченных участков. Кроме того, он может внедряться даже в естественные высоковозрастные пущанские леса и вытеснять аборигены.

Красный дуб опасен еще и тем, что его листья слишком жесткие и долго разлагаются — в нашей местности нет сопутствующих микроорганизмов, которые способствуют этому процессу. Таким образом, листья образуют на почве плотное покрывало и не позволяют пробиться другим растениям.

Древесина красного дуба особой ценности не имеет. «Нельзя обмануть природу. Если дерево обладает быстрым ростом, то и технические качества древесины будут хуже», — отметил ученый.

Уже сейчас красный дуб в пуще распространен на более чем 1,3 тысячи га (общая площадь пущи — 150 тыс. га). Количество деревьев никто не знает, но оно исчисляется десятками тысяч.

Урожайность желудей у красного дуба больше, чем у обычного. Радиус распространения в среднем составляет 1,5 км от плодоносящего дерева.

В ближайшие 30 лет, по словам Дмитрия Бернацкого, красный дуб может разрастись на эти 1,5 км и в отдельных местах дать следующее генеративное поколение, затем еще на 1,5 км и т.д. Если ничего не предпринимать, то лет через сто красный дуб распространится на всю территории Беловежской пущи.

В рамках Международной природоохранной программы в поддержку заповедности Беловежской пущи, которая реализуется нацпарком совместно с общественным объединением «Ахова птушак Бацькаўшчыны» и Франкфуртским зоологическим обществом (Германия), разработан план по борьбе с красным дубом.

По словам ученого, план включает в том числе рубку древостоя. Недавние изменения в положение о национальном парке предполагают такую рубку, но для этого необходимо получить разрешение Минприроды, согласованное с Национальной академией наук. Раньше, если красный дуб преобладал на участке, то с ним ничего нельзя было сделать.

Также план включает удаление семенных деревьев, которые растут в населенных пунктах, в том числе расположенных за пределами пущи.

Затратным будет удаление поросли на уже срубленных деревьях — из-за больших площадей, рассказывает ученый. Как вариант рассматривается возможность кольцевания деревьев после рубки, чтобы предотвратить образование поросли.

Директор заповедника Курильский (Россия) Александр Кислейко, который 16 лет проработал в Беловежской пуще, предложил нацпарку привлекать местное население к сбору желудей красного дуба, которые потом можно было бы продать.

«Беловежская пуща делает закупку желудей, именно красного дуба, и составляет договор с Жабинковским комбикормовым заводом. Это будет взаимовыгодное мероприятие — я уточнял, желуди могут идти в комбикорм как добавка. Люди с удовольствием пойдут и вокруг главного корпуса все выгребут», — предложил он.

План борьбы с красным дубом рассчитан на пять лет, но, как признается Дмитрий Бернацкий, за пять лет уничтожить красный дуб полностью на территории нацпарка не удастся, однако можно остановить его распространение.

По словам начальника управления биологического и ландшафтного разнообразия Минприоды Натальи Минченко, вопрос борьбы с инвазивными видами растений, особенно деревьями, актуален не только для Беловежской пущи, но и для всей страны.

«Если с золотарником или борщевиком у нас активно борются, то с инвазивными видами деревьев работа не налажена. Эти подходы и план действий (разработанные для Беловежской пущи. — Naviny.by), который мы, может, вместе доработаем, будет для нас примером, и в дальнейшем их можно реализовывать на других территориях», — отметила она.

Представитель Минприроды также подчеркнула, что в Беларуси готовится законопроект, запрещающий озеленение инвазивными видами растений.