Помогут ли реформы белорусскому спорту?

Куда вымостят дорогу благие намерения новых спортивных боссов, стиль работы которых явно симпатичен президенту, покажет ближайшее будущее...

 

20 недель назад Александр Лукашенко сменил верхушку белорусского спорта. Прежний министр Олег Качан и прежний помощник президента Игорь Заичков были отправлены в отставку. Главной причиной ротации послужило неудовлетворительное выступление белорусских спортсменов на Олимпийских играх в Лондоне. Свято место заполнило трио новичков спортивной отрасли: министром стал замглавы МЧС Александр Шамко, помощником президента — дипломат Максим Рыженков, вице-президентом НОК — отставной пограничник Игорь Рачковский.

Не так давно они стали выходить на публику и отвечать на вопросы журналистов. Первые впечатления — позитивные. Чувствуется, новички проделали огромную работу и за короткое время вникли в суть глубинных процессов, происходящих в отечественном спорте. Их стратегическая цель — коренное реформирование спортивной отрасли. Президент выслушал предложения своих протеже и дал «добро». Какие именно реформы нас ждут?

Ремонт ледового корабля

Белорусский хоккей в нынешнем году получил две чувствительные пробоины: национальная сборная не прошла олимпийскую квалификацию, а минское «Динамо» не попало в плей-офф Континентальной хоккейной лиги (КХЛ). И в утешительном турнире динамовцы не блистали, уступив путь к «Кубку надежды» «Динамо» рижскому. Окончательное место минчан — 19-е среди 26 клубов КХЛ. А поскольку через год Минску предстоит принимать чемпионат мира, необходимость перемен понятна всем.

Во-первых, они коснутся кадров. Будет кардинально обновлена федерация хоккея (ФХРБ), а также руководство хоккейного клуба «Динамо» (Минск), представляющего Беларусь в КХЛ. Работу ФХРБ планируется сориентировать на подготовку резерва.

Детско-юношеские хоккейные школы войдут в состав профессиональных клубов и станут их подразделениями. Пока лишь четыре клуба имеют собственные ДЮСШ — столичная «Юность», «Брест», «Витебск» и новополоцкий «Химик-СКА». Однако и после этого более десятка школ останутся неприкаянными.

Тренерскую проблему, видимо, будут решать по двум направлениям: наставникам, работающим с детьми, существенно повысят заработную плату, с другой стороны, от них потребуют повышения квалификации. Подготовка специалистов будет увеличена в главном физкультурном вузе страны, который, по словам Рыженкова, за пять лет выпустил всего 25 хоккейных тренеров. Пока меньше половины из 150 наставников ДЮСШ имеют должную квалификацию.

Безусловно, эти меры дадут эффект, но не в одно мгновение.

Открытый чемпионат Беларуси (ОЧБ), судя по всему, вернется врамки успешно работавшей прежде Восточно-Европейской хоккейной лиги, в которой планируется расширить представительство команд соседних государств (сейчас в ОЧБ играет лишь лиепайский «Металургс»). Лимит на легионеров сократится до трех игроков, а возрастные ограничения будут сняты, чтобы вернуть на родину опытных белорусских игроков, зарабатывающих в российских лигах.

Минское «Динамо» продолжит выступления в КХЛ. Однако число легионеров уменьшится с 10 до 7. Вроде бы мелочь, но за ней может крыться сэкономленный миллион долларов.

Не очень понятно, продолжит ли минская «Юность» выступать в ВХЛ — высшей хоккейной лиге России. Но в МХЛ (молодежной российской лиге) вместо двух белорусских команд останется одна.

Эти меры призваны перераспределить средства: уменьшить приток легионеров, расширить возможности для доморощенных хоккеистов и вложить деньги в развитие хоккейных школ.

Идея благая, однако она уже натолкнулась на сопротивление ХК «Динамо» (Минск). Командные методы управления хоккеем, когда непонятно кто отдает скоропостижные и часто деструктивные команды кого-то убрать, кого-то назначить и что-то предпринять, привели к абсурднейшей ситуации: спонсоры клуба практически не имеют инструментов влияния на его жизнедеятельность, ибо 95% акций принадлежит не им, а БФСО «Динамо». Максим Рыженков в интервью сайту pressball.by так прокомментировал ситуацию:

«Очевидно, что в условиях, когда основными донорами клуба являются государственные предприятия, жемчужины белорусской экономики типа ОАО «Беларуськалий», а также городские власти Минска и Бобруйска, нынешний формат управления неприемлем. Вы нам насыпьте денег, а как поделить, мы сами решим. У доноров ведь нет никаких возможностей и полномочий отследить эффективность использования их средств. Такая практика который год идет в ущерб не только экономике, обществу, но и самому хоккею. Он не развивается, а лишь проедает давальческие средства».

Помощник президента выразил стремление нормализовать положение дел. Не исключено, для этого потребуются жесткие решения президента Лукашенко.

Сокращения

Министр спорта и туризма Александр Шамко сообщил о реформировании вверенного ему министерства. В количественном отношении штат руководящей структуры сократится на 28%: со 148 до 107 сотрудников Малоэффективная структура, с которой было связано немало коррупционных скандалов — директорат национальных команд, изменит очертания. Количество государственных тренеров в нем уменьшится почти в 4 раза — с 58 до 15.

В то же время будет создана структура, которая займется проблемами спортивной науки, медицины и антидопинговой политики. Эти направления у нас давно провалены.

Еще одно слабое звено — подготовка резерва. Здесь планируется разграничение работы: по одну сторону — подготовка смены для спорта высших достижений, по другую — массовый спорт, физкультура. Кстати, претворение в жизнь только этой меры способно решить многие оргпроблемы. Количество учащихся в училищах олимпийского резерва (УОР) предполагается снизить с 3600 до 2600. При этом их состав будет ротироваться на 15-20% в год в зависимости от показанных результатов. Сегодня УОРы выполняют скорее функцию подкормки юношей и девушек, нежели их подготовки к большому спорту.

Против допинга

Определенное внимание будет уделено решению допинговой проблемы, одной из самых острых в отечественном спорте. Как известно, в 2012 году белорусские спортсмены из-за положительных допинг-проб вернули золото лондонской Олимпиады в толкании ядра (Надежда Остапчук), бронзу чемпионата Европы по тяжелой атлетике (Михаил Авдеев), а также серебряную и бронзовую медали Олимпиады-2004 (метатель молота Иван Тихон, дискоболка Ирина Ятченко). Все эти атлеты получили и соответствующие дисквалификации. На очереди новый позор: Международная федерация легкой атлетики объявила о том, что перепроверка образцов чемпионата мира-2005 выявила положительные пробы у четырех белорусов. Двое из них стали тогда чемпионами — те же Тихон и Остапчук, а один — серебряным призером — нынешний депутат ПП НС Вадим Девятовский.

Дабы избежать подобного в будущем, предполагается внести изменения в законодательство, в частности, в трудовой и уголовный кодексы, в которых будут прописаны наказания за использование и подстрекательство к использованию запрещенных препаратов. До сих пор наказывали лишь спортсменов, а тренеры, врачи функционеры, от которых чаще всего исходила преступная инициатива, оставались «чистенькими». Единственный, кого подвергли наказанию — тренер Остапчук Александр Ефимов

Национальному антидопинговому агентству предписано увеличить количество проб примерно в три раза.

Наконец, будет принят новый закон о физкультуре и спорте, в котором прописаны новые нормы организации спортивных структур — государственных и частных, а также определены единые стандарты спортивной подготовки. В них будут оговорены вопросы материально-технической базы, методической основы подготовки спортсменов, спортивной науки и медицины, экипировки, календаря соревнований. При этом разработчики обещают учесть специфику видов спорта.

Умеренный оптимизм

Впрочем, золотые горы нам не раз уже обещали, а спорт наш день ото дня хиреет. Чем чаще белорусов называют спортивной нацией, тем больше у нас в этой сфере громких провалов и скандалов.

И все же рискнем сделать вывод: основания для оптимизма есть. Трио непрофессионалов — два генерала и дипломат — за 20 недель продемонстрировали умение работать в связке. Разноголосицы и разнобоя в их действиях практически нет, а взаимоуважение прослеживается. Все трое провели большую исследовательскую работу и столкнулись с конкретными проблемами воочию. Например, фиаско белорусских велосипедистов на домашнем чемпионате мира по гонкам на треке стало основанием для увольнения главного тренера Станислава Соловьева и лидера сборной Ольги Панариной — за фактический саботаж и ложь.

Импонирует и манера общения новых лидеров: Шамко и Рыженков дают обстоятельные и компетентные ответы на самые острые вопросы и этим выгодно отличаются от предшественников. Заявления Рачковского отдают нигилизмом, но это легко объяснимо спецификой его прежней работы.

Куда вымостят дорогу благие намерения спортивных боссов, стиль работы которых явно симпатичен президенту, покажет ближайшее будущее. Уже осенью можно будет считать «первых цыплят».