Белорусский агротуризм ждет отмены виз

Сейчас в стране насчитывается более 1800 агроусадеб, а в 2006 году их было только 34...

В рамках проекта Агентства США по международному развитию (USAID) «Местное предпринимательство и экономическое развитие» в деревне Белая Каменецкого района Брестской области 13 сентября открылся музей-кузница. Всего в рамках проекта поддерживается 32 инициативы.

Музей будет работать в агроусадьбе «Польскi маёнтак». По словам владелицы усадьбы Татьяны Исаевой, кузнецом будет ее супруг Сергей Пискун, который изготавливает предметы быта и сувениры. Основой экспозиции музея станут старинные вещи, которые ранее использовали жители деревни Белая и других деревень Каменецкого района в повседневном обиходе.

«Кузница строилась при поддержке проекта USAID, причем очень быстро — за месяц. Работали с тремя сыновьями от рассвета до заката», — рассказал Сергей Пискун. Старший сын Роман уже помогает в кузнице отцу и считает, что это очень интересно.

Кузница может стать изюминкой деревни Белая — и туристической, и вполне утилитарной. В деревне всегда есть работа кузнецу. Татьяна Исаева выразила надежду, что музей станет частью туристической зоны «Беловежский тракт» и сюда активно будут приезжать туристы.

В деревне Белая есть еще одна усадьба — «Лесная», которая находится фактически в Беловежской пуще.

Сразу за домом начинается вековой лес — со всеми пущанскими радостями для туристов: грибами, ягодами, упоительным воздухом. Здесь осенью хорошо слышат гонный рев оленя, время от времени встречают различных животных, рассказала Татьяна Исаева.

В деревне Млыны Каменецкого района, где, как и в Белой, всего 26 дворов, есть две агроусадьбы.

Усадьба «Млынок» — камерная, рассчитанная на семейный отдых, рассказал ее хозяин Георгий Грибов.

Для гостей — отдых на реке, купание, рыбалка, сбор ягод, грибов и лекарственных трав, велосипедные прогулки в окрестностях деревни, прогулки на байдарках по реке Лесная.

В усадьбе есть двухэтажный сеновал, который оценили гости чемпионата мира по хоккею. Трансляции иностранцы смотрели прямо там, благо все условия созданы. Семья Грибовых смогла сделать из обычного сарая стильное, приятное, а для урбанизированных европейцев еще и экзотическое место.

К слову, тех же европейцев было бы больше и в Беларуси в целом, и в агроусадьбах, если бы не визовый режим

«Многие гости использовали приезд на чемпионат, чтобы посмотреть Беларусь. Люди хотят сюда приезжать. И велопутешествия, которые мы ранее организовывали совместно с европейскими туристами, тормозятся из-за виз и других бюрократических сложностей», — говорит Георгий Грибов.

Георгий Грибов

Тем не менее, предприниматели, которые хотят развивать агротуризм, находят для этого возможности. Например, при поддержке USAID и в самой усадьбе «Млынок», и на набережной реки Лесная появились деревянные скульптуры, проводится экологическая экспертиза региона. В скором времени можно будет говорить о чистом воздухе и воде, опираясь на факты.

Еще впервые в деревне появились контейнеры для раздельного сбора мусора.

«Чего греха таить — во многих местах люди за неимением места сбора мусора сбрасывали его, куда попало, даже в лес, — рассказал Георгий Грибов. — Мы хотим наладить систему раздельного сбора мусора и сохранить экологическую чистоту деревни. У нас живет несколько постоянных жителей и дачники, многие из которых заинтересованы в устойчивом развитии Млынов. В целом культура деревни улучшается, когда там появляется агротуризм. Когда в доме принимают гостей, всё вокруг стараются облагородить. Соседи это видят и тянутся к лучшему».

Владелец усадьбы «Калинка-2» (два километра от Каменца, деревня Голый Борок) Юрий Нелипович отмечает иное обстоятельство — сельский туризм объединяет местное сообщество:

«Мы начинаем тесно общаться с соседями. У кого-то туристы молоко купят, кто-то их на лодке покатает, а кто-то баню организует. Даже с владельцами агроусадеб у нас скорее отношения не конкурентов, а партнеров. Мы дополняем друг друга».

Усадьба Юрия и Зои Нелиповичей похожа на мини-отель, предлагает удобное размещение для 30 человек в новом доме с современной мебелью. Практически в каждой из множества комнат есть и душ, и туалет.

К следующему сезону в нескольких шагах от дома достроится площадка для кемперов — одна из первых в Беларуси. По мини-гранту, выделенному USAID, семья получила 15 тысяч долларов. Помощь проекта выражается еще и в том, что в его рамках строительные материалы закупаются без НДС. Сами хозяева вложили примерно такую же сумму. И нужно еще столько же.

«Отдых с кемпингом очень популярен у европейцев. К нашему дому подъезжали туристы, останавливались в кемпингах, просили разрешения сходить в душ и туалет. Вот мы и строим для них не только площадку, но и здание, где будут все удобства по европейским стандартам — горячая вода, душ, канализация, причем с очистными сооружениями», — рассказал Юрий Нелипович.

Его супруга Зоя добавляет, что агротуризм — дело непростое и очень трудоемкое: «Работа здесь не заканчивается. Когда мы очень устаем, Юрий всегда подбадривает: мы делаем мир красивее. Этим и держимся».

Усадьбы, о которых мы рассказали, входят в «Беловежский тракт», включающий в себя музей природы Национального парка «Беловежская пуща» в деревне Каменюки, музей народного мастера Николая Тарасюка в деревне Стойлы, музей в Каменецкой башне.

Как сообщил региональный координатор проекта USAID Вадим Прокопчук, всего в рамках проекта создано 17 туристических зон (дестинаций) в Брестской и Гомельской областях. Туристская дестинация — центр (территория) со всевозможными удобствами, средствами обслуживания и услугами для обеспечения различных нужд туристов. Бюджет проекта, который реализуется ПРООН в Беларуси, составляет 1 млн. 965 тыс. долларов на 2012-2015 годы.

Экотуризм является одним из самых динамично развивающихся сегментов туристического рынка Беларуси, отметил Вадим Прокопчук. По данным на 1 января 2014 года в стране действовала 1881 агроусадьба, а в 2006 году их было только 34. Однако, «несмотря на впечатляющий рост, услуги в сфере экотуризма в Беларуси на данный момент не вполне соответствуют международным стандартам».

Чтобы в полной мере использовать возможности экотуризма в качестве движущей силы социально-экономического развития сельских территорий, «необходимы усилия по повышению потенциала местных субъектов экотуризма».