Государство намерено «упорядочить» агротуризм

Властям не нравится, что многие агроусадьбы неплохо зарабатывают на свадьбах и корпоративах, а налогов платят сущие копейки…

Государство планирует изменить принципы налогообложения в агроэкотуризме и таким образом вывести из этой пользующейся многими льготами сферы гостиничный и ресторанный бизнес.

Соответствующий документ должен в ближайшее время быть представлен на рассмотрение правительства. Но так как о положениях документа госорганы пока предпочитают не говорить, владельцы агроусадеб опасаются, что их ждут тяжелые времена.

По словам директора департамента по туризму Министерства спорта и туризма Беларуси Вадима Кармазина, проект документа «находится на согласовании в заинтересованных ведомствах». О конкретных сроках его внесения в Совет министров пока неизвестно.

Как отметила председатель правления Белорусского общественного объединения «Отдых в деревне» Валерия Клицунова, которая знакома лишь с общими положениями проекта указа, так как привлекалась к их разработке, проблемой является как раз закрытость проекта документа для широкой общественности.

В том числе, до конца не ясен механизм увеличения налогообложения для агроусадеб. Известно, что среди прочего планируется увеличить налог в 12 раз. Предполагается, что будет введен повышающий коэффициент в зависимости от объема услуг и характера деятельности агроусадеб. Повышающий коэффициент будут определять местные органы власти, так как именно в местные бюджеты и идут налоги агроусадеб. При этом не исключено, что размер налога будет привязан к объему выручки.

Законодательные изменения могут коснуться более 2030 агроусадеб, услугами которых в 2014 году воспользовались 318,8 тыс. человек. За последние 8 лет количество агроусадеб в Беларуси увеличилось в 55 раз.

Сегодня белорусский агроэкотуризм находится в достаточно комфортных условиях для развития. Владелец агроусадьбы платит фиксированный налог — одну базовую величину (180 тысяч рублей) в год. Ставка для представителей сельского туризма по льготному кредиту «Белагропромбанка» — 5%. Заниматься агротуризмом можно и сельхозорганизациям — как в деревне, так и в малых городах (до 20 тысяч населения).

По действующему законодательству такие льготные условия агроэкотуризму указом президента № 372 гарантированы до 2021 года. Но, судя по всему, хроническая нехватка денег в казне вынуждает власти искать резервы. В том числе, заглядывать в карман хозяев усадеб раньше срока.

Карманы эти наполнены неодинаково. Валерия Клицунова отметила, что есть усадьбы, которые очень хорошо зарабатывают, проводя корпоративы и свадьбы, а есть те, где бывает всего несколько гостей в месяц. Увеличить же налоговый сбор в 12 раз собираются для всех.

Как считает Валерия Клицунова, некоторым усадьбам платить налоги по новым правилам будет сложно, но в целом для отрасли изменения не должны стать критичными.

«Думаю, число агроусадеб значительно не изменится с увеличением платы. Гораздо важнее легализовать виды деятельности, которыми занимаются сейчас агроусадьбы. Речь идет о массовых мероприятиях, торжествах, физкультурно-оздоровительных программах, основанных на традициях. Это то, что помогает вернуть инвестиции, которые хозяева усадеб вложили», — отметила председатель правления БОО «Отдых в деревне».

Как правило, это личные средства, очень немногие воспользовались кредитами, подчеркнула Клицунова. Причем именно власти в лице Минспорта и туризма стимулировали владельцев усадеб вкладывать деньги в агротуризм, строить новые дома для приема гостей.

Что думают владельцы усадеб о перспективах своей работы и грядущих изменениях?

«Я работаю, как раб»

Андрей Нижник, владелец усадьбы «Заречаны» (Пуховичский район, Минская область): — У нас одновременно может останавливаться до 30 человек. Мы сотрудничаем с разными фирмами, которые проводят у нас различные тематические мероприятия, игры на природе, пейнтбол. Территория позволяет — у нас почти гектар земли.

усадьба Заречаны

Мы не против того, чтобы заплатить какие-то дополнительные деньги. Сделайте нормальный налог, размер которого будет понятным. Судя по слухам, проект предусматривает, что за каждого члена семьи, который помогает в усадьбе, необходимо платить в месяц 90 тысяч рублей. Соответственно, за пятерых (жена, мать, теща, двое детей) надо заплатить 450 тысяч рублей. Это проект или слухи, конкретно мы незнаем, что будет.

И все же меня даже больше беспокоит легализация перечня деятельности агроусадеб, а не увеличение налога. Ходят слухи, что нам запретят проведение таких мероприятий, и если это случится, для нас это будет большой удар.

Создать гостям достойные условия со всеми удобствами — это большая работа. Скважина, очистка воды с применением фильтров — это большая работа, особенно учитывая, что природного газа у нас нет. Вот сейчас заготовка дров, я работаю, как раб. Когда приезжают гости, ложусь чуть ли не к рассвету, когда уже вставать надо.

Из деревни люди уезжают, у нас из 100 домов большинство зимой пустуют. Мы стараемся показать, что в деревне можно жить цивилизованно. У меня на нескольких домах и бане стоят солнечные батареи, и я не плачу за свет в этих домах. Зимой вот цена доходит до тысячи долларов за два месяца. Хотя зимой батареи тоже работают, вода прогревается до 25-30 градусов, остается ее догревать.

Я строил, оборудовал дома сам, кредит не брал, хотя пытался. Потратил на сбор документов 9 месяцев. Справка за справкой, поиск поручителей. Как только готовы одни справки, другие устаревают. Мы справляемся без кредитов, нормально зарабатываем, но все вкладываем в усадьбу.

Спрос в последнее время очень падает, хотя мы идем навстречу и снижаем цены. Заметно, что значительно уменьшился спрос со стороны России. Думаю, как работали, так и будем работать в случае повышения налогов, просто через них будем кормить много дополнительных ртов. Деваться нам некуда. Другого заработка у нас нет, деньги вложены в усадьбу. В Минск на стройку я не вернусь.

«Изменения не ко времени»

Георгий Грибов, владелец усадьбы «Млынок» (Каменецкий район, Брестская область): — Необходимо иметь в виду, что люди для организации агротуризма выкупали заброшенные дома в деревне. Это дает белорусской деревне новую жизнь. Обратите внимание, что никто больше этого не делает. Поэтому лучше всего дать возможность агроусадьбам работать так, как и раньше, согласно декрету до 2021 года.

усальба Млынок

У меня не проходят корпоративы, но там, где они есть, значительные средства вкладываются в развитие. Люди расширяют инфраструктуру заброшенных деревень. Об этом говорил и глава государства, когда посещал агроусадьбы в прошлом году.

Важно, чтобы изменения в уплате налогов не отбили у людей желание заниматься агротуризмом. Конечно, тот, кто привык работать, продолжит, но очевидно, что новые агроусадьбы открываться не будут, если налогообложение не будет этому способствовать.

На мой взгляд, теперь не самое лучшее время для агротуризма, очень многие, и я в том числе, отмечают, что спрос на наши предложения значительно упал. Были массовые отказы на Новый год, на майские праздники. Плохо, что именно в такое время изменяются условия работы усадеб.

«Заплачу налог на тунеядство и буду работать дальше»

Андрей Абрамов, супруг Татьяны Абрамовой, владельца агроусадьбы на хуторе Ёдишки в Витебской области: — Меня изменения в налогообложении не беспокоят, мне надо работать, чтобы сохранять и преумножать сделанное. В прошлом я был владельцем компании, у меня есть образование, опыт, чтобы выжить в случае увеличения налогов. Для меня и членов семьи в нашем регионе не нашлось бы другой работы.

усальба Ёдишки

У нас агроэкоусадьба, где предлагается экологически чистое жилье и питание. У нас получается так: мама готовит, жена занимается огородом. Я сам обслуживаю 165 голов скота, кормлю свою семью и не хожу в магазины уже восемь лет. Мы даже хлеб печем сами.

Для нас важно, чтобы к нам не приезжали люди, которые планируют всю ночь пить водку и шуметь. Мы принципиально не проводим свадьбы, корпоративы. На мой взгляд, места, где это проводится, не являются агроусадьбами, это туристический бизнес, который должен облагаться налогами. И люди, даже если они помогают в агроусадьбах, должны платить налоги.

Моя жена Татьяна — владелица агроусадьбы, а я действительно не делаю никаких отчислений ни в качестве налогов, ни в качестве пенсионных отчислений. Поэтому заплачу налог на тунеядство и буду работать дальше. Я не буду спорить с государством, я не для этого приехал в Ёдишки. Моя цель — кормить своих троих детей натуральными продуктами и развивать усадьбу, принимая гостей.

У нас занято большинство выходных и будних дней летом. За редким исключением мы не принимаем гостей без питания. Думаю, это связано с тем, что люди ценят то, что у нас настоящая агроусадьба.

Развитием таких мест отдыха надо было заниматься изначально. В Беларуси же развили не этот бизнес, а сдачу недвижимости без уплаты налогов. В итоге загубили рынок, пустили его в неуправляемый хаос. Выросли цены, которые стали неконкурентоспособными как у нас, так и в России.

Секрет успеха в том, что надо работать, а не ждать у моря погоды, полагая, что можно сдавать недвижимость, не платя налоги.


  • Держава не устаёт восхищать своим завистливым экономическим идиотизмом...
  • [quote="Danis"]Держава не устаёт восхищать своим завистливым экономическим идиотизмом...[/quote] чужеземь, для того, чтобы платить тебе зарплату, нужны деньги в бюджете моей страны...