В Минске уже есть «всем по 500». Когда подтянутся регионы?
Значительная разница между средней зарплатой в столице и регионах связана с тем, что в Минске сосредоточены основные финансовые ресурсы.
Правительство не теряет надежд выполнить поручение главы государства о средней зарплате в 1000 рублей к концу этого года. По итогам июня Белстат насчитал уже 819,3 рубля. За шесть месяцев среднюю зарплату нарастили почти на сотню рублей, а впереди еще полгода.
Номинальная начисленная средняя заработная плата работников в Беларуси в июне 2017 года составила 819,3 рубля, а год назад, в июне 2016-го, была 738,7 рубля. В начале 2017 года — 720,7 рубля.
Традиционно по уровню зарплат лидирует Минск. Здесь начисленная средняя зарплата в июне составила 1143,1 рубля, что на 38,7 рубля больше, чем было в мае.
Самую высокую зарплату в столице по-прежнему получают IT-специалисты (3757,2 рубля), работники воздушного транспорта (2297); химической промышленности (1717,7). Специалисты этих сфер являются самыми высокооплачиваемыми работниками и в стране в целом.
По областям зарплатная картина выглядит так:
Минская — 823,2
Гомельская — 730,5
Гродненская — 708,7
Брестская — 706 рублей
Могилевская — 701 рубль
Витебская — 694,6
Значительная разница между средней зарплатой в столице и регионах связана с тем, что в Минске сосредоточены основные финансовые ресурсы, банки, сконцентрированы высшие управленческие кадры, много оптовых и IT-компаний, сильно развита сфера услуг и работает большое количество предпринимателей.
«В регионах же до сих пор большинство населения работает на предприятиях либо государственной, либо смешанной или коммунальной формы собственности. Зарплаты там невысокие, особенно в бюджетной сфере, сельском хозяйстве. И нет того разнообразия на рынке труда, которое есть в Минске», — отметил в комментарии для БелаПАН заведующий кафедрой инновационной экономики Международного университета «МИТСО» Вячеслав Ярошевич.
К концу года средняя зарплата по стране по планам правительства и распоряжению Александра Лукашенко должна составить не менее 1000 рублей (что фактически эквивалентно уже сколько лет сакральной для властей сумме в 500 долларов).
«Это просто перед людьми стыдно, что они не получают несчастную тысячу. Нет, это хорошая будет зарплата — тысяча. Но нам надо ее получить. Нам надо людям эту зарплату, чтобы она по стране была средняя», — говорил Лукашенко в марте.
Руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса экономист Ярослав Романчук считает, что предпосылок для роста денежных доходов населения пока нет, потому что нет роста производительности труда на большинстве предприятий.
«Небольшой рост приходится на концентрированное количество предприятий, которым традиционно везет с конъюнктурой цен и им кредиты пришли. Они в данный период относительно хорошо выживают, — отметил эксперт. — Но это не отражается на всей экономике и на росте зарплат, поскольку в ней отмечается устойчивый дисбаланс, когда треть промышленности требует или банкротства, или радикальной трансформации».
При росте зарплат реальные денежные доходы населения в январе-мае 2017 года снизились на 1,2% к уровню первых пяти месяцев 2016 года. Этот процесс идет уже более двух лет, хотя с начала 2017 темп падения замедлился. Если в целом за 2016 год доходы населения снизились на 7,3%, то в январе 2017-го — на 4,5%, в январе-апреле — на 1,5%.
Программой социально-экономического развития на 2016-2020 годы запланирован рост реальных располагаемых денежных доходов населения на 9,5-11,6%.
Заместитель директора Центра системного анализа и стратегических исследований Национальной академии наук Георгий Гриц считает, что «фетишировать заработную плату не стоит». Однако некий ориентир должен быть, ведь, отметил эксперт, недостаточно просто сказать «давайте жить лучше».
«Главное, чтобы работала экономика. Пока же рост экономики происходит за счет поставки сырья для нефтепродуктов и большего, чем годом ранее, кредитования реального сектора экономики», — отметил Гриц в комментарии для Naviny.by.
Эксперт считает необходимым в переходный период не оставить население один на один с рынком: «Под переходным периодом я имею в виду текущий период, когда мы обременены обязательствами перед кредиторами. Так, у нас есть обязательство перед Евразийским фондом ликвидировать перекрестное субсидирование, что повлечет увеличение тарифов ЖКХ. Кредиторы следят, выполняем мы или нет свои обязательства, это показывает задержка последнего транша евразийского кредита».
Георгий Гриц полагает, что выбора у Беларуси нет — «пора создавать эффективную экономику, пора прекращать жить за счет перекредитования».
Обсудим?