Беларусь и МВФ сблизят стагнация или кризис
За 1000 дней валютный фонд не смог уговорить белорусские власти проводить глубокие реформы…
В январе 2015 года белорусские власти инициировали активную фазу переговоров с МВФ, а вчера валютный фонд пояснил причины, почему до сих пор не выделил кредит нашей стране. Отрезок времени, длиной более чем в тысячу дней, не позволил властям и МВФ договориться о том, как нужно проводить реформы в Беларуси. Сколько еще должно пройти времени, чтобы положительный эффект от переговоров почувствовала белорусская экономика?
Страх перед народным гневом
Заявление, которое в минувший четверг распространил МВФ, показало, что между белорусскими властями и валютным фондом, сохраняется достаточно много противоречий. Цели, которые близки официальному Минску, оказались чуждыми валютному фонду.
Так, например, МВФ раскритиковал планы белорусских властей по директивному росту средней зарплаты в стране до 500 долларов к концу 2017 года.
«Достижение текущей цели по заработной плате приведет к значительному увеличению затрат на оплату труда, которые ослабленный корпоративный сектор не в состоянии нести», — говорится в заявлении фонда.
Валютный фонд похвалил власти за жесткую денежно-кредитную политику, которая позволила снизить инфляцию до исторического минимума, но при этом дал понять, что сделанных шагов явно недостаточно. По оценке МВФ, белорусская экономика, в которой доминирует нереформированный госсектор, может в лучшем случае расти на 2% в год.
Международный валютный фонд считает, что если бы власти согласились на непопулярные реформы в госсекторе, экономика могла бы расти на 4% и более. Однако за 1000 дней переговоров фонду так и не удалось уговорить официальный Минск в необходимости быстрых и глубоких реформ в экономике.
Глава миссии МВФ в Беларуси Питер Долман в минувший четверг заявил, что белорусские власти настаивают на медленных реформах. «Опыт других стран показывает: медленное движение на пути к реформам приводит к тому, что их тяжело реализовать и довести до конца», — прокомментировал представитель МВФ позицию белорусских властей.
Независимые эксперты пока не видят предпосылок для того, чтобы позиции МВФ и белорусских властей по вопросам реформирования экономики в ближайшее время сблизились.
«Медленные реформы, на которых настаивают белорусские власти, всегда можно повернуть вспять, особенно в связи с тем, что нет политической воли для глубоких изменений в экономике. По этой причине пока не видно предпосылок для заключения новой программы с Международным валютным фондом, который настаивает на достаточно быстром и глубоком реформировании сектора госпредприятий», — говорит экономист Антон Болточко.
По мнению белорусских экономистов, власти опасаются принимать условия МВФ, поскольку считают, что глубокие реформы сектора госпредприятий (читай — их реструктуризация) может вызвать народный гнев.
«Власти ранее не раз говорили, что они согласны на любые реформы, а все дело в населении, которое к ним не готово. И в этом, на самом деле, есть доля правды. У нас значительная часть населения привыкла к существующей действительности и не хочет изменений, которые заставят многих выйти из зоны комфорта и иначе посмотреть на свою квалификацию и профессиональные перспективы», — считает председатель наблюдательного совета Исследовательского центра ИПМ Игорь Пелипась.
Персонал МВФ понимает, что рекомендуемые реформы являются непопулярными и поэтому советует властям зарезервировать в бюджете средства для социальной поддержки уязвимых слоев населения, которые в наибольшей степени могут пострадать из-за реструктуризации госсектора.
«Мы рекомендуем правительству предусмотреть от 500 млн до 1 млрд долларов для реализации программ по социальной поддержке населения», — сообщил Питер Долман.
Эти деньги фонд предлагает направить на выплату пособий по безработице нуждающимся, а также на переобучение тех работников, которым из-за реструктуризации госпредприятий понадобится новая специальность.
Однако, видимо, белорусские власти опасаются того, что перечисленные меры не смогут нейтрализовать негативные социальные последствия, которые возникнут в случае реализации глубоких, как рекомендует МВФ, и достаточно быстрых реформ.
Пока будут деньги, реформы не начнутся
Официальный Минск и международные финансовые организации совершенно по-разному оценивают перспективы экономики Беларуси.
Программа социально-экономического развития на эту пятилетку предусматривает, что в 2018 году национальная экономика будет расти вдвое быстрее, чем в 2017-м, и рост ВВП составит 3,4%. А в 2019-2020 годы показатели станут еще лучше — ежегодный экономический рост достигнет 4,3% и 4,9% соответственно.
У МВФ, Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития по этому вопросу совершенно иное мнение — все кредиторы Беларуси прогнозируют, что без реформ, направленных на повышение эффективности госсектора, рост ВВП в нашей стране в ближайшие годы не превысит 2%.
Мало того, как предполагает Всемирный банк, Беларусь рискует оказаться в ловушке низких темпов роста, которая характеризуется тем, что экономика застревает на определенном уровне развития, и страна из-за этого начинает отставать от других государств.
«Если реформы в Беларуси не будут проводиться, это усилит структурную слабость экономики. По нашим расчетам, Беларусь может рассчитывать на рост экономики на уровне 2%, страна может оказаться в ловушке медленных темпов экономического роста», — заявила на прошлой неделе региональный директор Всемирного банка по Беларуси, Молдове и Украине Сату Кахконен, выступая на Октябрьском экономическом форуме (KEF-2017) в Минске.
По оценкам белорусских экономистов, прогноз, которого в отношении Беларуси придерживаются международные финансовые организации, вполне реален.
«В Беларуси в последние годы наблюдалась рецессия, и на фоне этой низкой базы ежегодный рост ВВП на 2% является явно неудовлетворительным показателем. Из-за этого разрыв между Беларусью и другими европейскими странами может еще больше увеличиться», — предполагает аналитик Исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха.
Поэтому, считает эксперт, такая динамика рано или поздно вынудит государство идти по пути реформ в реальном секторе.
Схожего мнения придерживается экономист Сергей Чалый.
«Рост экономики, который нам прогнозирует МВФ, для Беларуси слишком мал, его нельзя назвать приемлемым. При таком росте экономика не генерирует достаточных валютных доходов, чтобы страна могла самостоятельно, без привлечения новых заимствований платить по долгам», — отмечает Сергей Чалый.
Он ожидает, что стагнация в конечном счете заставит власти принимать непопулярные решения в экономике и реализовать реформы, рекомендуемые МВФ.
«Новая кредитная программа МВФ с Беларусью рано или поздно будет заключена. Однако пока еще власти не готовы реформировать госсектор, и сохраняется иллюзия о том, что, оставляя сорняки, на поле можно вырастить здоровые культуры. Если длительный период времени рост экономики, как сейчас, останется низким, придет осознание безнадежности, и иллюзия исчезнет», — прогнозирует Сергей Чалый.
Альтернативное мнение, которое высказывают экономисты, заключается в том, что всерьез власти задумаются о реформах лишь в случае наступления очередного кризиса, а не под влиянием затяжной стагнации.
«Разговоры о реформах на официальном уровне в Беларуси активизируются, когда возникают внешние шоки, когда появляются проблемы с финансированием платежного баланса, когда стране становится трудно выплачивать долги. Поэтому, как ни печально это признавать, но только ухудшение экономической ситуации может подтолкнуть власти к пересмотру своего отношения к реформам и сотрудничеству с МВФ. До тех пор, пока ситуация останется терпимой, государство будет считать существующую экономическую модель жизнеспособной», — предполагает Антон Болточко.
Точные сроки, когда позиции властей и МВФ по вопросу реформирования белорусской экономики начнут сближаться, назвать никто не может. За 25 лет членства Беларуси в МВФ прогнозы по этому вопросу строились не единожды и ни разу не сбылись.
Обсудим?