Местные выборы-2018 пройдут по классическому сценарию?
Выборы в Беларуси — это ритуал, который по нотам разыгрывает авторитарная власть.
14 ноября президент Беларуси подписал указ о назначении выборов в местные Советы. Они пройдут 18 февраля. Стартует избирательная кампания, которая станет главным политическим действом до сезона уличных акций.
Выборы в Беларуси — это ритуал, который по нотам разыгрывает авторитарная власть. Оппозиция всегда стоит перед дилеммой: сделать вид, что веришь в выборы, и действовать по правилам, установленным режимом, или создавать свою повестку дня и заставлять власти действовать уже в рамках ее.
Понятно, что подчинять политическое поле собственной повестке дня — одна из наиболее выигрышных стратегий для любого игрока. Другое дело, что для ее реализации нужны идея и ресурсы. Трудно сказать, имеется ли у правящего режима какая-то особая идея для предстоящей электоральной кампании, но ресурсы у него, безусловно, в наличии.
А вот у его политических оппонентов сейчас не видно ни того, ни другого. Впрочем, кое-какие людские ресурсы у оппозиции все-таки есть, но мобилизовать их для работы в электоральной кампании, которую массовая публика в упор не видит, — большая менеджерская проблема.
Что стоит за лозунгом активного наблюдения?
При этом речь идет не только о выдвижении кандидатов в депутаты, но и о наблюдении. Именно поэтому в фокусе внимания оказывается межпартийная кампания наблюдения за выборами «Право выбора».
На парламентских выборах 2016 года в ней участвовали Партия БНФ, оргкомитет по созданию партии «Белорусская христианская демократия», Белорусская социал-демократическая партия (Грамада), движение «За Свободу», Объединенная гражданская партия, Белорусская партия «Зеленые», оргкомитет по созданию Партии свободы и прогресса, профсоюз радиоэлектронной промышленности (РЭП).
«Право выбора» реализует то, что российский политолог Екатерина Шульман называет легалистским протестом — «не просто в рамках закона, а протест методами закона и методами участия там, где это участие возможно». Да, пусть правящий режим имитирует выборы, но это лучше, чем если бы и имитации не было, потому что сейчас по крайней мере есть возможность фиксировать нарушения, писать жалобы, заставлять разные ведомства объясняться относительно сделанных ими нарушений Избирательного кодекса.
На сайте «Права выбора» отмечено, что основным отличием этой кампании от тех кампаний наблюдения, что проводятся правозащитными организациями или международными миссиями, является направленность на активное наблюдение, включающее в себя мобилизацию волонтеров не только для фиксации нарушений, но и для активного противодействия им.
«Мы будем отстаивать верховенство права в нашей стране и защищать права наших граждан на свободные и справедливые выборы», — утверждается на сайте «Права выбора».
Вполне по Аристотелю, который считал, что гражданина делает гражданином участие в суде и управлении государством, «Право выбора» целенаправленно будит граждан в жителях Беларуси, вовлекая волонтеров в наблюдение за выборами, знакомя с изнанкой отечественной государственной системы. Кампания учит волонтеров отстаивать свои права (правда исключительно в сегменте избирательного права), и это является распространением хороших практик активной гражданской позиции.
Помимо этого, «Право выбора» работает с кандидатами. Координатор кампании Алесь Силков 13 сентября заявил: «Мы выбрали сто сильных кандидатов, которые начинают локальные информационные кампании с целью решения местных проблем, накопившихся из-за пассивности нынешних депутатов местных советов».
Здесь нет конфликта интересов, так как в рамках «Права выбора» наблюдение организуют те же самые партии, которые выдвигают кандидатов в депутаты. Таким образом, речь идет не о собственно фиксации процесса, а именно «активном наблюдении», которое выступает инструментом политической борьбы. Электоральная кампания всего лишь дает акторам аргументы для отстаивания своих политических интересов.
Придет ли Ермошина на оппозиционный тренинг?
Конфликт интересов возникает с организаторами выборов, которые традиционно не пускают в избирательные комиссии представителей оппозиции, формируя их почти исключительно из провластных граждан.
«Большая часть тех, кто организует выборы на местах, содействует их организации, — я имею ввиду местную вертикаль — это все члены объединения «Белая Русь». Именно поэтому я и встречаюсь сегодня в рамках общественного объединения, исходя из того, что в зале будут прежде всего профессионалы», — сказала 27 октября в интервью ОНТ председатель Центризбиркома Лидия Ермошина.
Поскольку саму себя Ермошина не раз прямо называла членом команды президента, то ни у нее, ни у государственной пропагандистской машины не возникает вопроса, почему глава Центризбиркома проводит семинар по подготовке к выборам для пропрезидентской «Белой Руси», но не делает аналогичных тренингов для других политических сил, а также для кампаний наблюдения, таких как «Право выбора» и «Правозащитники за свободные выборы».
Будет интересно, если какие-то оппозиционные структуры все же пригласят Ермошину на свои предвыборные тренинги.
Стоит отметить, что большинство оппозиции придерживается сегодня той точки зрения, что в выборах, даже несправедливых, следует участвовать. Исключение составляют Консервативно-христианская партия — БНФ, десятилетия бойкотирующая все электоральные кампании (кроме президентских выборов, в которых участвовал ее лидер Зенон Пазьняк), а также Белорусский национальный конгресс, специализирующийся на уличных акциях протеста.
И если соратники Пазьняка последовательны в своем игнорировании выборов, то с БНК все сложнее и туманнее.
БНК делает ставку на улицу
При создании 15 мая 2016 года БНК заявил, что «только объединенные и авторитетные демократические силы способны возглавить и направить нарастающий социальный протест для принуждения власти к демократизации политической и экономической жизни страны». Вот только объединить демократические силы конгресс не смог — ни все, ни большую часть, став лишь еще одним игроком на белорусском политическом поле.
Если судить по медиа, то БНК воспринимается как организация экс-кандидатов в президенты Николая Статкевича и Владимира Некляева. Первый представляет в БНК оргкомитет по созданию Белорусской социал-демократической партии (Народная грамада), второй — оргкомитет движения «За государственность и независимость».
Об этих оргкомитетах в последнее время ничего не слышно, зато на уличных акциях БНК можно видеть флаги кампании «Европейская Беларусь», возглавляемой оппозиционером-эмигрантом Андреем Санниковым. Еще на акциях БНК выступает лидер оргкомитета по созданию движения солидарности «Разам» Вячеслав Сивчик (эта структура обозначает себя и собственными, преимущественно мемориальными, акциями).
В руководство БНК входят также общественный деятель Вацлав Орешко (оргкомитет «Беларускага руху»), бывший глава Верховного Совета Беларуси Станислав Шушкевич (он фактически распустил свою партию — Белорусскую социал-демократическую Грамаду).
А вот профсоюз радиоэлектронной промышленности (РЭП) в апреле заявил о выходе из БНК, посчитав свою миссию выполненной. Позже лидер профсоюза РЭП Геннадий Федынич оказался фигурантом уголовного дела о неуплате налогов, в котором независимые эксперты и правозащитники увидели политический след.
Стоит отметить, что лишь Федынич представлял в БНК организацию, которая имеет регистрацию, офисы и 28 структур в регионах, фиксированное членство, ощутимый людской ресурс.
Но при том что БНК выборов в упор не видит, профсоюз РЭП участвует в кампании «Право выбора». И если БНК фокусируется в основном на уличных акциях протеста, то профсоюз РЭП на прошедшем 28 октября пленуме формулирует более сдержанную позицию: «Авторитет не завоюешь одними маршами».
Статкевич же не первый раз оказывается в противофазе с оппозиционным мейнстримом. Он лично участвовал в парламентских выборах 2000 года, которые оппозиционная коалиция бойкотировала. Теперь же, когда в оппозиции преобладает настрой на участие, Статкевич формулирует свою позицию так: «Все депутаты фальшивые. Настоящих нет». То есть не призывает к бойкоту, но и не ставит целью борьбу за мандаты.
9 ноября Статкевич от имени БНК объявил акцию «Власть — народу!», которая будет состоять из акций протеста в регионах и завершится 25 марта 2018 года демонстрацией в Минске по случаю Дня Воли.
«В народной борьбе за свободу и достоинство бывают спады и подъемы. Но очень важно, чтобы борьба не прерывалась», — пишет Статкевич в фейсбуке.
Итак, БНК, похоже, рассчитывает на новую волну уличных акций протеста уже весной будущего года, в то время как почти вся остальная оппозиция концентрируется сейчас на выборах в местные советы.
Обсудим?