Статус союзника России не мешает Минску дружить с Киевом
Для Украины прагматичное сотрудничество с Беларусью важнее показушных решений Минска.
В российско-украинском противостоянии Беларусь пытается демонстрировать более или менее взвешенную позицию, однако этому препятствует внешнеполитическая ориентация на Москву.
…Зато Лукашенко выручает украинцев соляркой
После довольно длительного перерыва на авансцену белорусской внешней политики вновь вышла украинская тема. Формальной причиной этого стало поведение белорусской делегации во время обсуждения 15 ноября в 3-м комитете ООН резолюции о соблюдении (а фактически несоблюдении) прав человека в Крыму.
Напомним, что Беларусь не только проголосовала против документа, но и вообще попыталась снять его с рассмотрения. При этом неуклюжая попытка пресс-секретаря белорусского внешнеполитического ведомства оправдать эти действия только усугубила ситуацию.
В результате последовала вполне резонная негативная реакция некоторых представителей украинской политической элиты.
Так, председатель комитета Верховной рады Украины по иностранным делам Анна Гопко заявила о намерении инициировать перенос места встреч контактной группы по Украине в другую страну: «Если мы говорим, что Минск является нейтральной платформой, куда съезжаются все для переговоров, то после такого голосования мы не можем на подобное рассчитывать».
В декабре будет проходить итоговое принятие резолюции Генассамблеей, и при подтверждении Беларусью своей нынешней позиции в Киеве будут принимать соответствующие меры, подчеркнула Гопко.
Понятно, что поведение Минска в этом сюжете украинскую сторону не радует. Вместе с тем, пока Беларусь оказывает южным соседям достаточно солидную поддержку в иных сферах. Например, в значительной степени обеспечивая их нефтепродуктами, включая необходимое для заправки танков дизельное топливо, экспорт которого из России в Украину запрещен.
В свете этих обстоятельств Киеву, как представляется, не слишком целесообразно предъявлять официальному Минску большие претензии. Принимая во внимание, мягко говоря, ограниченный уровень влияния ООН, вероятно, можно прийти к выводу, что некоторые моральные неудобства из-за подобных голосований компенсируются для Украины конкретной материальной выгодой от сотрудничества с Беларусью.
Наконец, элементарный здравый смысл подсказывает, что Беларусь, предоставляющая площадку для переговоров, абсолютно никакого влияния на их ход оказывать не может просто потому, что в них не участвует.
Кстати, те официальные лица, которые реально отвечают за украинскую внешнюю политику, судя по всему, придерживаются более прагматичной точки зрения. По крайней мере, министр иностранных дел Павел Климкин после состоявшихся в Минске 29 ноября переговоров в нормандском формате заявил: вопрос смены переговорной площадки по урегулированию ситуации на юго-востоке Украины не стоит.
Хотя можно предположить, что украинский министр прекрасно осознает: в декабре никаких перемен в позиции Минска в ООН не произойдет.
Белорусская столица вряд ли станет новой Женевой
В целом же крепнет ощущение, что переговоры в минском формате к радикальному решению проблемы юго-востока Украины привести не могут, обеспечивая лишь худо-бедно соблюдаемое перемирие и обмен военнопленными в ограниченных масштабах.
Практически невозможно вообразить, что Москва, не испытывая мощного давления внешних сил, только посредством переговорного процесса согласится выполнить главное условие: дать Киеву возможность контролировать границу между Россией и сепаратистскими регионами.
Как показывает практика, нынешнего уровня давления Запада для этого недостаточно. С учетом же происходящих сейчас в Евросоюзе и Соединенных Штатах негативных процессов, смены руководства в ряде стран, усиление такого давления выглядит все менее вероятным.
Понятно, что исчезновение минской площадки не вызывает восторга у белорусского руководства, рассчитывающего получать и впредь определенные дивиденды от ее предоставления.
В силу этого Минск начал выдвигать новые инициативы, стремясь сохранить свое сегодняшнее положение на ниве миротворчества или, если получится, даже укрепить его.
Примечательны предложения, с которыми Александр Лукашенко выступил 17 ноября на пресс-конференции для представителей российских региональных СМИ. Речь шла о содействии в проведении в Донецкой и Луганской областях местных выборов и в «наведении порядка» на российско-украинской границе.
Однако стойкий имидж союзника России, вроде бы не наносящий серьезного ущерба Минску как организатору площадки для переговоров, едва ли позволит реализовать такого рода предложения, направленные на урегулирование российско-украинского противостояния. Об этом, правда в более дипломатичном варианте, сказал тот же Климкин.
Между тем 21 ноября на встрече в Минске с делегацией Комитета по политике и безопасности Совета ЕС белорусский руководитель высказал еще более глобальную идею — в целях урегулирования отношений между Востоком и Западом запустить миротворческий минский процесс, аналогичный хельсинкскому сорокалетней давности.
Категорически исключать возможность нового издания хельсинкского процесса, наверное, необоснованно. Однако, во-первых, лишь в весьма отдаленной перспективе, поскольку крайне сомнительно, что аннексия Крыма будет забыта в скором времени.
Во-вторых, есть основания полагать, что для проведения столь фундаментального форума будет выбрано все же более традиционное место. Например, Женева.
Обсудим?