Инна Ромашевская. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Не-дополненная реальность

Инна РОМАШЕВСКАЯ

Инна РОМАШЕВСКАЯ

Эксперт в области государственного управления с 15-летним опытом работы в сфере международного развития, участник ряда проектов по исследованию модернизации государственной службы в постсоветских и бывших социалистических странах. Своей задачей видит содействие реформе государственного управления в Беларуси, а также расширение участия в этом процессе независимых экспертов. Руководитель исследований проекта BIPART (Белорусский институт реформы и трансформации. 

На прошлой неделе состоялось совещание «по вопросам оборота и потребления табачных изделий и электронных систем курения» с участием главы государства, на котором было сделано, без преувеличения, сенсационное заявление.

«Мы видим, что люди по-прежнему курят, и одних запретительных мер явно недостаточно, отметил президент. — Пришло время для поиска новых путей решения этой проблемы, которые будут учитывать реальное положение дел и психологию людей».

И это после всех долгих лет, на протяжении которых политическое руководство и чиновничество пыталось решить экономические и социальные проблемы, исходя из своих собственных представлений о реальности!

С одной стороны, конечно, обидно, ведь недостаточность «одних запретительных мер» в большинстве государств осознали уже чуть не полвека назад. В борьбе с курением и другими социально нежелательными привычками используются самые различные инструменты государственной политики — одни направлены на отучение заядлых курильщиков (целый каталог опубликовала более десяти лет назад Всемирная организация здравоохранения), другие — на то, чтобы молодежь не бралась за сигарету, третьи — на то, чтобы не поощрять курение на рабочих местах, где люди проводят половину своего времени...

И все эти меры действительно основаны на учете «реального положения дел и психологии людей» — научном анализе уже реализованных программ и социологических экспериментах. Преимущества такого подхода (называемого «доказательной государственной политикой» — evidence-based policy) очевидны — деньги налогоплательщиков не тратятся на бесполезные эксперименты, не имеющие под собой никакой научной основы, кроме личных пристрастий и предубеждений чиновников.

В общем, для Беларуси этой действительно сенсационный прорыв в планировании государственной политики — главное, чтобы это не осталось лишь словами, а наши чиновники не принялись, как обычно, изобретать ржавый советский велосипед.

Но самый важный вопрос — осознают ли наши полисимейкеры, что этот принцип — «учитывать реальное положение дел и психологию людей» — можно применять и для решения других застарелых государственных проблем.

Навскидку несколько предложений:

- Мы видим, что чиновники по-прежнему занимаются коррупцией, и одних карательных мер явно недостаточно. Пришло время для поиска новых путей решения этой проблемы, которые будут учитывать реальное положение дел и психологию людей.

- Мы видим, что инвесторы по-прежнему не заинтересованы вкладывать деньги в Беларусь, и принятых стимулирующих мер явно недостаточно. Пришло время для поиска новых путей решения этой проблемы, которые будут учитывать реальное положение дел и психологию людей.

- Мы видим, что большинство агропредприятий по-прежнему убыточно, и одних мер по господдержке явно недостаточно. Пришло время для поиска новых путей решения этой проблемы, которые будут учитывать реальное положение дел и психологию людей.

В общем, формула действительно чудодейственная. Просто бери и пользуйся...

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».