Дмитрий Маркушевский. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Э… Правительство!

Дмитрий МАРКУШЕВСКИЙ

Дмитрий МАРКУШЕВСКИЙ

Академический директор Центра исследования общественного управления СИМПА (бренд «Школа молодых менеджеров публичного администрирования SYMPA»). Окончил БГУИР (факультет информационных технологий и управления), аспирантуру Института философии НАН Беларуси, программу Регионального бюро ПРООН и NISPAcee для советников по стратегическим вопросам; повышал квалификацию в Университете Лунда (Швеция) и Высшей школе экономики (Москва, РФ). Консультант и руководитель проектов в области прав человека и демократического управления в системе ООН (2003-2012).

Пока ООН с 2001 года публикует рейтинги развития электронного правительства в разных странах, в Беларуси высокие должностные лица продолжают сомневаться в полезности социальных сетей.

Председатель белорусского ЦИК заявила в эфире государственного телеканала, что социальные сети — «нечто бесполезное, надуманное и такое вот понтовое».

В то же время даже беглый осмотр социальной сети позволяет найти аккаунты белорусских министерств образования, юстиции, обороны, энергетики, финансов, по налогам и сборам, иностранных и внутренних дел, лесного хозяйства, спорта и туризма, здравоохранения, МЧС, транспорта и коммуникаций, жилищного и коммунального хозяйства, труда и социальной защиты, архитектуры и строительства, а также Белстат, пограничный и таможенный комитеты, комитет по стандартизации, агентство инвестиций и приватизации и агентство по туризму, Академию наук.

Неужели все эти государственные органы и организации тратят ресурсы и человеко-часы, чтобы лишь для «понта» присутствовать в социальных сетях? Может, Лидии Михайловне следует постучаться в аккаунты Следственного комитета, Генеральной прокуратуры и Комитета госконтроля, чтобы нашли «виновных»?

Проблема скорее в недостаточном использовании государством потенциала социальных сетей, которые позволили бы государственным органам и должностным лицам незамедлительно получать от граждан обратную связь и повышать эффективность своей работы. Недаром в социальных сетях широко и активно представлены институции и чиновники самого разного уровня и самых разных стран, в том числе и упомянутые выше прогрессивные отечественные.

В целом социальные сети вполне можно считать дополнительным инструментом электронного правительства, использующего информационно-коммуникационные технологии для предоставления государственных услуг населению.

В настоящее время термин «электронное правительство» (ЭП) широко используется учеными и политиками, бизнесменами и гражданскими активистами. И хотя понимание и наполнение термина еще не стало единым, набор общих требований к правительству информационного общества позволяет сформулировать ожидания того, что с внедрением новых технологий и подходов появятся более эффективные средства доступа к информации с тем, чтобы уменьшить стоимость транзакций, сделать взаимодействие с государственными органами более простым, быстрым и комфортным.

В Беларуси заметен существенный прогресс в создании инфраструктуры и сервисов ЭП. Утвержденная в марте 2016 г. Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества ставит целью создание условий, содействующих трансформации сфер человеческой деятельности под воздействием ИКТ, включая формирование цифровой экономики, развитие информационного общества и совершенствование электронного правительства.

Критерием успешности реализации программы является нахождение Беларуси к 2022 году среди развитых стран мира в рейтинге по индексу готовности к электронному правительству (по методике ООН).

Этот рейтинг представляет собой систематическую оценку использования и потенциала ИКТ для преобразования государственного сектора путем повышения эффективности, результативности, прозрачности, подотчетности, доступа к государственным услугам и участия граждан.

В этом недавно опубликованном рейтинге лидируют Великобритания, Австралия и Корея. Также в десятку передовых стран входят Сингапур, Финляндия, Швеция, Нидерланды, Новая Зеландия, Дания, Франция. США занимают 12-е место, Казахстан — 33-е, Россия — 35-е, Беларусь — 49-е из 193 государств-членов ООН.

Дополнительно ООН оценивает страны по показателю вовлеченности граждан в работу электронного правительства. И вот здесь Беларусь находится на уровне ниже среднего по восточно-европейскому региону, что объясняется недостаточной распространенностью интерактивных функций и онлайн-услуг со стороны государственных органов и организаций.

В условиях серьезных бюджетных ограничений большое значение имеет политическая воля государственных должностных лиц вместо создания новых дорогостоящих технических решений использовать потенциал уже имеющихся и широко распространенных средства коммуникации с гражданами, таких как социальные сети.

Далее новейшие и уже местами опробованные технологии помогут снизить непомерную нагрузку на государственных служащих, еще более упростив и автоматизировав многие административные процедуры. 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».