Минск для кино и кино для Минска. Прогулка с кинокритиком

Кинокритик Антон Сидоренко провел журналистов по центру Минска, напомнив о кинематографическом прошлом и настоящем столичной архитектуры.

Увидеть Минск в кино в последнее время можно преимущественно благодаря картинам Андрея Курейчика, экспериментальным работам молодых белорусских режиссеров и реже — в российских сериалах, где белорусскую столицу превращают в условный город на территории нашей восточной соседки. Однако история кино связана с Минском гораздо теснее, чем это может показаться на первый взгляд.

На минувшей неделе кинокритик Антон Сидоренко провел журналистов по центру Минска, напомнив о кинематографическом прошлом и настоящем столичной архитектуры, людях, которые создавали белорусский кинематограф, а также о роли главного города страны в истории отечественного, советского и мирового кино.

 

Белорусский кинематограф между Минском и Ленинградом

Первые кадры, сидя в кинозале, минчане смогли увидеть в 1900 году, когда предприниматель Рихард Штрёмер открыл в городе первый электротеатр — предшественник кинотеатра. Располагался он на том месте, где сегодня находится «Макдональдс» на пересечении проспекта Независимости и улицы Ленина. В то время там был доходный дом, в котором предприниматель арендовал помещение.

Штрёмер первым в городе начал снимать кинохронику и демонстрировать ее публике.

«К сожалению, в 1909 году в электротеатре случился пожар. Подсветка луча кинопроектора в то время производилась с помощью специальной горящей спиртовой лампы. Пленка из целлулоида загорелась, и электротеатр сгорел. Вся пленка кинохроники, вероятно, хранилась там же и была уничтожена огнем», — рассказал Сидоренко.

История же собственного кинопроизводства в Беларуси начинает отсчет 17 декабря 1924 года, когда Совет народных комиссаров СССР постановил создать специальную организацию — Белгоскино.

«Минск тогда был не то чтобы очень большим городом, но он был активно развивающимся центром, особенно после Первой мировой войны. Никаких условий (для кинопроизводства. — Naviny.by) здесь не было — ни специалистов, ни необходимой техники, поэтому было принято решение снимать на базе существующих в СССР студий в Москве и Ленинграде», — отметил Сидоренко.

Тем не менее, приказ есть приказ, и в Минск начинают приезжать российские режиссеры, операторы и даже актеры. В столице молодой советской республики ведутся в основном натурные съемки, павильонные же съемки производятся преимущественно в Ленинграде.

«Поэтому не стоит удивляться, что до 1940 года, когда в Минске построили собственную киностудию, базой белорусского кино был Ленинград. На канале Грибоедова в Санкт-Петербурге до сих пор есть особняк, где располагался ленинградский «офис» Белгоскино», — сказал кинокритик.

Первым произведенным в советской Беларуси художественным фильмом стала экранизация повести «Свинопас» белорусского литератора Михася Чарота, снятая в 1926 году режиссером Юрием Таричем и получившая название «Свинопас Гришка». Примечательно, что часть натурных съемок велась в деревне Прилуки под Минском в родовом имении графов Чапских.

Фильм рассказывал о борьбе белорусов-большевиков с белопольскими оккупантами. Тема белорусского сопротивления во время советско-польского противостояния 1920-х годов будет оставаться стержневой в кинематографе БССР вплоть до Великой отечественной войны, поэтому неудивительно, что партийные бонзы были недовольны неблагозвучным названием идеологически правильной картины. Таким образом, экранизация повести о юном партизане Гришке вошла в историю белорусского кинематографа под названием «Лесная быль».

«Потом белопольских оккупантов в белорусском кино поменяют на оккупантов немецко-фашистских. Нужно понимать, что советская киноиндустрия создавалась в рамках определенной пропагандистской системы, самое главное было рассказать людям, многие из которых не умели даже читать и писать, те или иные моменты истории с точки зрения советских властей», — подчеркнул Сидоренко.

Так, разрываясь между Ленинградом и Минском, отечественный кинематограф просуществовал около полутора десятка лет. Только в 1940-м в Минске появились собственные павильоны киностудии «Советская Беларусь».

«Но построили ее вовсе не на том месте, где сейчас находится «Беларусьфильм», а на нынешнем Партизанском проспекте, — рассказал кинокритик. — Наш завод «Мотовело» знаменит культовыми для советской эпохи изделиями — велосипедами «Аист». Но мало кто знает, что самые старые цеха этого завода и есть киностудия «Советская Беларусь».

В годы войны студийное кинопроизводство замерло, но в 1945 году работу цеха было решено возобновить. Чуть позже власти республики посчитали, что завод важнее для восстановления страны, и павильоны киностудии, которая к тому моменту уже называлась «Беларусьфильм», перенесли в не совсем типичное для кинодела место…

 

Кино, которое спасло символ Минска

Представить себе современный Минск без костела святых Симона и Алены, именуемого в народе Красным костелом, сегодня просто невозможно. Построенный в начале XX века минским меценатом Эдвардом Войниловичем, сегодня он по праву считается одним из самых узнаваемых символов столицы. Но, как и многим другим культовым сооружениям, в течение десятилетий советской эпохи ему неоднократно — по меньшей мере, четырежды — угрожало уничтожение.

В стены этого католического храма и было решено перенести белорусское кинопроизводство.

«Верующие считают этот факт в истории костела прискорбным, и я с этим согласен — в святом месте не должно быть каких-либо учреждений. Но, тем не менее, именно кинематографисты спасли Красный костел», — отметил Сидоренко.

На сегодняшней площади Независимости сохранилось лишь несколько довоенных зданий — в послевоенный период главную магистраль города и венчающую его площадь нарочито показательно выстраивали заново. И костел, по словам кинокритика, непременно снесли бы, ведь рядом расположен Дом правительства, и храм невольно попадает в кадры официальной советской кинохроники, «раздражает глаз» во время торжественных парадов.

К счастью, советским властям некуда было поселить кинематографистов, и им отдали здание из красного кирпича, с башен которого сперва предусмотрительно сняли кресты.

Несмотря на то, что костел никаким образом не был предусмотрен для съемок, работники кино его обжили. Павильоны возникли прямо в алтарном зале, который разделили на два этажа горизонтальной деревянной перегородкой. В таком виде, стоит отметить, костел оставался до начала 1990-х годов.

Первые годы работы кинематографистов в Красном костеле, рассказал Сидоренко, пришлись на период «сталинского малокартинья», когда выпуск художественных кинолент по всему СССР сократился практически вдесятеро — со 150 до 10-15 фильмов в год.

На «Беларусьфильме» в это время снимают самые популярные спектакли Купаловского театра, в том числе постановки «Хто смяецца апошнім» по Кондрату Крапиве и «Паўлінка» по Янке Купале, которые впоследствии появились в виде киноверсий.

В 1960 году на проспекте, который в то время носил имя Ленина, было построено новое здание «Беларусьфильма», где киностудия находится до сих пор. Красный костел оставили Минской студии научно-популярных и хроникально-документальных фильмов.

Когда в 1967 году эту студию объединили с «Беларусьфильмом», вновь возникла идея снести Красный костел и построить на его месте кинотеатр. Однако по просьбе Союза кинематографистов БССР здание осталось в их ведении, и до конца 1980-х в храме располагался Дом кино.

«Это было место встречи творческих личностей и кинематографистов, — рассказал Сидоренко. — Там был потрясающий бар, как говорили, с лучшим барменом советской эпохи и лучшим кофе в городе. Здесь был зал для кинопоказов, где демонстрировали не только новые белорусские фильмы, но и различные известные фильмы, которые не выходили в широкий прокат. Попасть можно было только по удостоверению члена Союза кинематографистов. Студенты на что только не шли, чтобы попасть на эти показы».

На пороге развала СССР, в 1990 году, верующие Минска возликовали — Красный костел был возвращен католической церкви, а вместе с этим завершилась и его кинематографическая судьба.

 

Минск — колыбель основателя Голливуда

Недалеко от Красного костела располагается здание Национального академического драматического театра имени Горького. Построенное в 1901 году, это здание было главной хоральной синагогой Минска.

«До Второй мировой войны Минск был фактически еврейским городом, здесь было большое количество синагог. Главная хоральная синагога была выстроена в мавританском стиле, кусочек настоящей стены сохранился до сих пор», — отметил Сидоренко.

В семье минских евреев, неподалеку от главной хоральной синагоги, как полагает кинокритик, в 1884 году родился Лазарь Меир. Позже он переедет в США, и весь мир узнает имя Луиса Барта Майера, основателя кинокомпании Metro Goldwyn Mayer с рычащим львом из Бруклинского зоопарка на заставке.

«Майер — фактически основатель Голливуда, — подчеркнул кинокритик. — В 1927 году именно Луис Майер основал Американскую киноакадемию, которая с 1929 году стала ежегодно выдавать приз под названием «Оскар»… Думаю, нам нужен хотя бы памятный знак, что в Минске родился не просто основатель Голливуда, но и основатель всей киноиндустрии в современном виде».

Главная хоральная синагога Минска как культовое место просуществовала недолго, всего до 1921 года. Большевики организовали в этом здании сперва рабочий клуб, затем Государственный еврейский театр, а после войны в нем разместился Государственный русский драматический театр БССР.

«Но мало кто знает, что в самом конце 1920-х это здание было кинотеатром «Культура», который выглядел точно так же, как и синагога, поскольку ее еще тогда не перестроили. Именно в этом кинотеатре проходили премьеры всех белорусских фильмов конца 1920-х — начала 1930-х годов, в том числе фильма московского режиссера Владимира Гардина «Кастусь Калиновский», — сказал Сидоренко.

 

Как Минск стал Вильней

Создание фильма об одном из руководителей национально-освободительного восстания 1863-1864 годов, революционере-демократе Кастусе Калиновском пришлось на период первой волны белорусизации в БССР.

В 1927 году режиссеру Гардину, как сказал Сидоренко, удалось снять немой «героико-приключенческий фильм, где основная часть — экшн». «Если посмотреть «Кастуся Калиновского», то это своего рода «Три мушкетера», где герои все время сражаются, стреляют, люди бегут. Калиновский предстает в образе не просто героя-революционера, а какого-то Зорро», — отметил он.

На площади Парижской коммуны, где сегодня стоит театр оперы и балета, до 1930-х годов на высоком холме располагался старейший в городе Троицкий базар, а сам район величали Троицкой горой.

«С этого места просматривался практически весь Верхний город с его колокольнями, церквями, соборами, — рассказал кинокритик. — Именно на этой горе снимали сцену казни Калиновского. Камера была развернута в сторону Верхнего города, и получалось, что на заднем плане — барочные храмы. Таким образом наш город сыграл роль Вильни 1864 года».

Однако впервые в истории Минск выдали за Вильню в другом эпизоде этого же фильма, связанном с заточением Калиновского в Лукишской тюрьме. Сидоренко напомнил, что в том время, когда снималась эта кинолента, Вильня входила в состав Второй Речи Посполитой, и, естественно, советские кинематографисты снимать там не имели возможности. За Лукишкскую тюрьму выдали Пищаловский замок-тюрьму, известный сегодня как «Володарка» — следственный изолятор № 1 на столичной улице Володарского.

Стоит отметить, что минская «Бастилия» не единожды попадала в кинообъектив, в том числе зарубежных режиссеров. Так, в середине 1990-х в качестве съемочной площадки Минск использовал израильский продюсер и режиссер Менахем Голан. К тому времени, по словам Сидоренко, он «уже был «на мели», и Голливуд был ему не по карману». За две недели Голан снял здесь три фильма, в том числе киноленту «Лима: Нарушая молчание», в которой Минск сыграл роль столицы Перу. Внимательный зритель разглядит на фоне пластиковых пальм башни «Володарки».

 

Где снимают Москву?

Главная магистраль Минска, проспект Независимости, в целом имеет богатую кинематографическую историю. Кинокритик рассказал, что на месте нынешней гостиницы «Минск» раньше был холм, где до начала 1950-х стоял большой деревянный барак, а в нем — кинотеатр «Первый». Здание это было построено немцами во время оккупации для нужд военного контингента.

«Есть свидетельства минчан, которые ходили в него даже во время оккупации, немцы показывали им какие-то свои пропагандистские фильмы», — отметил он.

Проспект Независимости (в то время носивший имя Ленина) еще в 1980-е годы «казался абсолютно новым». «Самая старая часть (между нынешними площадью Независимости и Белгосцирком. — Naviny.by) была построена в середине 1950-х годов. Например, гостиница «Минск» — это всего лишь 1953 год, а Главпочтамт — 1955-й», — отметил Сидоренко.

«Но в 1990-е кинематографисты просекли, что наш городской стиль, облик именно этого отрезка проспекта очень напоминают сталинскую Москву 1930-1950-х, — сказал кинокритик. — Очень многие фильмы стали снимать здесь в качестве Москвы. Почему? Во-первых, похожая архитектура, во-вторых, дешевле, удобнее. Но чего нет на нашем проспекте Независимости, но есть на Тверской улице в Москве? Рекламы! В Москве очень часто здания просто перекрыты огромными рекламными щитами, их надо на время съемок снимать, представьте, какие затраты. Здесь же за исключением небольших вывесок все аутентично».

Одним из примеров того, как можно выдать Минск за Москву Сидоренко назвал киномюзикл московского режиссера Валерия Тодоровского «Стиляги», снятый уже в новейшее время. Так, участок проспекта Независимости недалеко от столичного ГУМа с помощью компьютерной графики был вписан в панораму улицы Горького (ныне Тверской) с видами московского Кремля.

Но раннее российское кино, отметил он, ассоциируется, прежде всего, с телесериалами 1990-х. Тот же самый Тодоровский в 1999 году решает снимать в Минске детективный телесериал «Каменская» о московском следователе Анастасии Каменской, роль которой исполнила актриса Елена Яковлева.

«В минском сквере по улице Комсомольской следователь Каменская и майор Коротков прогуливаются по «московскому» бульвару… А столичный Дом офицеров был Управлением, куда следователи ходили к генералам отчитываться. Все эти локации были постоянно задействованы для съемок «центра Москвы», — сказал кинокритик.

 

Минску нужно вернуть свое имя в кино

В комментарии для Naviny.by Антон Сидоренко отметил, что белорусской столице нужно активнее добиваться популярности через кинематограф.

«У нас создалась небольшая индустрия, которая пользуется успехом у зарубежных кинематографистов. Это влечет за собой не только культурный и политический эффект узнавания страны, но и экономический, потому что люди приезжают сюда работать, платят деньги нашим специалистам, многие наши актеры стали известными благодаря российским сериалам», — сказал он.

В то же время Сидоренко считает, что благодаря зарубежным кинематографистам Минск зачастую лишь мимикрирует под другие города, лишаясь собственного имени.

«Очень часто Минск не указывается в титрах. Сюжет развивается в абстрактном российском городе, в Москве, может быть, даже в Германии или Чехии, как это было с Троицким предместьем в телесериале «Каменская», и люди не знают, что это Минск», — сказал он.

Самым ярким примером, раскрывающим образ Минска и его архитектуры, Сидоренко назвал фильм «Любимая» (1965) режиссера Ричарда Викторова и оператора Юрия Марухина, снятый «Беларусьфильмом». Его действие происходит «в строящемся прекрасном, солнечном и ярком Минске 1960-х годов».

«Мы мало говорим о том, что наш город красивый, интересный и очень удобный для киноиндустрии, — подчеркнул кинокритик. — Удобный он в первую очередь с точки зрения логистики — небольшой и компактный, удобно передвигаться. Он близок к Москве, поэтому актеры могут ездить на съемки. В перспективе он близок к любой европейской столице — несколько часов на самолете. Здесь есть удобные локации, инфраструктура. За 20 лет, что у нас снимают кино, появились частные компании, которые обслуживают съемки… В плане архитектуры у нас есть несколько исторических периодов, которые мы можем эксплуатировать в качестве декораций, это наше преимущество. Но нужно брать шире Минска — всю Беларусь, ведь у нас есть замки, костелы, природа».

По словам Сидоренко, кино является универсальным средством для того, чтобы поведать о городе и стране в целом, оно популяризирует их как никакой другой вид искусства. Кинокритик привел в качестве примера известный фильм американского кинорежиссера и актера Вуди Аллена «Вики Кристина Барселона», который непосредственно к Барселоне не привязан.

«Почему же в названии фигурирует Барселона? Потому что департамент по туризму Каталонии оплатил часть съемок этого фильма. Таким образом, и без того популярная Барселона стала еще более популярной, например, в США», — сказал кинокритик.

 

* Кинопрогулка по Минску прошла в рамках фестиваля «Классика у ратуши с velcom» и предваряла субботний концерт, который был посвящен музыке из лучших советских кинофильмов.

 

Фото Сергея Сацюка




Оставьте комментарий (0)