На рынке жилья Минска растет теневой сектор

«Доходит до абсурда, когда один и тот же человек продает 15-20 квартир».

Рынок жилья в Минске может столкнуться с засильем серых маклеров. Такое мнение высказал председатель совета Белорусской ассоциации «Недвижимость» Николай Простолупов.

По его словам, серые агенты заняли 20% вторичного рынка жилья в Минске. «Вольные маклеры расширяют свое присутствие, чем создают серьезную угрозу для потребителей», — считает Простолупов. 

Он отмечает, что теневой сектор на рынке жилья растет последние два года. Среди основных факторов его появления — снижение платежеспособности населения, отсутствие серьезного контроля за действиями серых маклеров и жесткое регулирование тарифов со стороны государства, которое не предусматривает скидок.

«В отличие от риелторских организаций, деятельность которых жестко регулируется Министерством юстиции, серыми агентами, работающими без регистрации и лицензии, практически никто не интересуется. В частности сфера интересов Минюста на них не распространяется, хотя их активность на рынке стала заметна каждому», — отметил эксперт.

По его словам, каждый третий серый агент действует без ведома владельцев квартир: собирает данные из открытых источников, после чего размещает объявления с указанием личных контактов. Многие агенты-одиночки работают с собственниками напрямую, а чтобы заручиться их поддержкой, активно прибегают к свободному ценообразованию (в отличие от риелторских организаций, они могут устанавливать любые тарифы).

«В результате доходит до абсурда, когда один и тот же человек продает 15-20 квартир», — отметил Простолупов.

«В ближайшем будущем минчане и вовсе могут столкнуться с засильем нелегальных посредников, а серых агентов могут сменить черные — те, что используют заведомо мошеннические схемы. Если ситуация не изменится, то не исключено, что мы можем столкнуться с негативным опытом российских городов, в которых процветают черные маклеры, а тема жилья не исчезает из криминальных сводок. Пока, конечно, ситуация в Беларуси далека от критической, но тенденция настораживает», — пояснил Простолупов.

Он предлагает потребителям требовать от автора объявления подтверждения, что он является собственником жилья или получил от него доверенность на продажу квартиры. Кроме того, к агентам-одиночкам должны предъявляться те же требования, что и к риелторским организациям, считает специалист.

«Пока здесь нет равновесия. Чем большее давление оказывают на легальный сектор, тем быстрее растет теневой. Так работает экономика в любой стране», — подчеркнул Простолупов.

По его словам, «риелторские организации, в отличие от вольных агентов, за каждое действие отвечают рублем, а в случае чего могут лишиться лицензии и уйти с рынка».

«Официальному агентству недвижимости есть что терять: от того, насколько профессионально оно работает с клиентом, зависит его судьба на рынке. Тем самым потребитель получает определенные гарантии и может быть уверен в качестве работы. А вот при работе с серым маклером человек может рассчитывать лишь на удачу», — считает Простолупов.

«Мы в меру своих возможностей готовы способствовать расширению доли официального сектора. Особенно если в этом будем потребность со стороны государства. Пока мы ведем переговоры с госорганами и пытаемся совместно оценить масштаб проблемы», — отметил председатель ассоциации. 


  • По-моему, не подлежат никаким сторонним комментариям эти вещи. Все эти постройки являются матценностями. И не хочется говорить пошлостей о "финансовых акулах" риэлтерских бизнесов, но кажется, они готовы капитально погрызть друг друга. А с чего бы это? - Это вопросы к далеко в дали смотрящим аналитикам. Не исключаю, что долгосрочные судьбы РБ уже в Кремле решили. Как и судьбу АГЛ. Радостно мне? - едва ли. Но мне никто за 22 года этого вопроса не задавал.
  • Пишется: "серые агенты заняли 20% вторичного рынка жилья в Минске. " == Если посмотреть цены на жилье в Минске, то за 1 м2 в прошлом году надо было платить на 400 баксов больше чем в 2016. Соответственно, я, как покупатель, только за "серых агентов", а я, как продавец - категорически против их и, следуя ученому деятелю Мясниковичу, голосую за самое суровое их корчевание в пользу государственных монополий. Хотя понятно, что государственные монополии в своем росте зависимы не столько интересами государства, сколько интересами личностей чинов пропорционально личным интересам в монопольном регулировании, крышевании и персональной важности доли в бизнесе.