Все ли профессии нужны? Рынок труда и сфера образования не находят общий язык

Сегодня надо «учить не того, кого умеем, а того, кто нужен».

На проблему несогласованности системы образования и рынка труда эксперты указывали давно. Теперь и чиновники ее признают.

Напряжение на рынке труда и непростая экономическая ситуация в целом заставили чиновников задуматься, насколько эффективно расходуются средства на обучение молодежи. И почему в Беларуси, как и несколько десятков лет назад, в системе высшего и профессионального образования учат одному, а работодатель требует другое.

Фотография носит иллюстративный характер

 

«К пуговицам претензий нет, но костюм кривой»

Система профессионального образования стремится гибко реагировать на потребности экономики страны, однако в современной ситуации этого уже недостаточно, отметил председатель комитета по образованию Мингорисполкома Михаил Мирончик на конференции педагогических работников.

«Запрос надо не просто планировать, но опережать с приоритетным участием заказчика кадров. Считаю это одним из перспективных направлений развития системы профтехобразования», — отметил чиновник.

Чтобы приблизить возможности обучения к требованиям рынка труда, в профессиональных лицеях создаются ресурсные центры. Комитет по образованию готов продолжать эту работу, однако сдерживающим фактором является «пассивная позиция заказчиков кадров».

Глава столичного комитета по образованию отметил, что в этом году впервые учреждения профтехобразования столкнулись с проблемой распределения выпускников:

«Это тревожный симптом, но мы со своей стороны делаем всё, чтобы обеспечить конституционное право молодым специалистам на первое рабочее место. Однако позицию заказчиков кадров в этой ситуации гражданской назвать нельзя. Нам нужен новый механизм формирования социального заказа по подготовке рабочих и специалистов, который бы четко прописывал функции всех заинтересованных министерств и ведомств».

С проблемой распределения выпускников также столкнулись и высшие учебные заведения. Эксперты связывают это вопрос, с одной стороны, с экономической ситуацией в стране, а с другой, с отсутствием национальной рамки квалификаций, которая приблизит сферу образования к рынку труда.

Большое значение имеет улучшение качества образования и профориентации на всех ступенях образования, создание условий для получения производственного опыта в период учебы. 

Председатель Мингорисполкома Андрей Шорец также считает, что сегодня надо «учить не того, кого умеем, а того, кто нужен».

«Я получил письмо от директора МТЗ, который сообщил, что ввел систему приема выпускников высших учебных заведений с требованием наличия среднего балла не ниже «8». К нему пришли 11 человек, больше их просто нет. Это говорит о том, что не создали, не воспитали, не выучили инженера, маркетолога, экономиста, который осознанно получил профессию», — отметил Шорец.

Он подчеркнул, что сегодня многие выпускники школ в Минске выбирают учреждение образования по принципу, «где меньше проходной балл, где легче учиться».

Чтобы изменить ситуацию, Шорец считает необходимым создать систему профориентации, начиная с детских садов.

«Пока же люди приходят на производство и слышат: «Забудьте всё, чему вас учили». Со мной тоже так было, когда я пришел после института на завод. Возможно, надо создать какую-то рабочую группу с привлечением практиков, чтобы наладить работу с заказчиками кадров», — высказал мнение председатель Мингорисполкома.

«Так у нас везде хорошо — детских садов мало, но они есть, условия созданы; в школе талантливые педагоги умеют работать, за это большое спасибо; вузы тоже есть. Однако получается, как у Райкина — к пуговицам претензий нет, но костюм кривой», — резюмировал Шорец.

 

Экзамен на человечность

Отдельный вопрос — трудовая социализация детей с особенностями развития.

«Мы их обучаем как минимум 9 лет в школе, потом еще четыре в учреждениях профессионально-технического образования. Даем детям и родителям надежду на полноценную социализацию и востребованность в обществе. Однако работодатель в условиях нашего мегаполиса открестился от этой проблемы. Родители обивают пороги чиновничьих коридоров, а все вместе мы не выдерживаем экзамен на человечность. Кадровые, материальные, человеческие усилия не дадут должного эффекта, если не исчезнет психологический барьер в отношении детей с ограниченными возможностями», — отметил Михаил Мирончик.

Исключением можно назвать совместный проект предприятия «Ценный капитал» и Территориального центра социального обслуживания населения Московского района Минска. Социальное предприятие «Лаборатория печати» открылось 26 августа. Работники салона — это люди с инвалидностью.

По словам директора «Ценного капитала» Дмитрия Климковича, задумка заключается в создании новых рабочих мест для людей с инвалидностью с целью социализации и адаптации их в обществе. Территориальный центр выделил специалиста по сопровождению людей с инвалидностью, который помогает молодым работникам освоиться на рабочем месте и чувствовать себя уверенней.