Чиновники ищут олимпийский коэффициент полезного действия

На совместной коллегии НОК и Минспорта дана оценка выступлению на Играх в Рио.

Протокольные официальные заседаловки функционеров от спорта в своем абсолютном большинстве редко бывают живыми и интересными (если, конечно, в них не участвует президент). На подобных мероприятиях главная надежда журналиста связана с общением с топовыми лицами уже по завершению действа, когда чиновники хотя бы уходят от заготовленных по бумажкам речей.

Однако совместная коллегия Национального олимпийского комитета и Министерства спорта, прошедшая 7 сентября, в этом плане несколько приятно удивила. На ней, как водится на подобных «раутах», традиционно немало переливали из пустого в порожнее, но при этом ручей разговора был хорошенько разбавлен проблематикой и конкретикой, которой в риторике руководителей спортивной отрасли после Олимпиады в Рио еще не было. 

 

Достойно, но результат не удовлетворяет

Как мы прекрасно помним, выступление в Рио вице-президент НОК Максим Рыженков во всех интервью после Игр, ставшими худшими в суверенной истории, характеризовал как достойное. Однако на коллегии оценка Максима Владимировича видоизменилась и, надо признать, стала более честной и объективной.

Звучала она так: «Выступление было достойным, но результат нас не удовлетворяет — он не отображает вложенных сил и средств».

По словам чиновника, некоторые федерации и спортсмены брали обещания и прогнозы «с потолка» ради получения финансирования, а НОК и Министерство спорта дали им в этом плане аванс. В будущем при финансировании «будем отталкиваться от результата на Олимпиаде», заверил Рыженков.

Но тут интересно даже не столько, от чего НОК и Минспорта будут отталкиваться в дальше, а как эти ведомства, уж простите, позволили вешать себе лапшу на уши, финансируя виды и спортсменов, которые прогнозировали результат «с потолка». Неужели перед выделением финансирования не производится тщательная проверка и анализ того, на кого и на что пойдут деньги и действительно ли этот спортсмен реально способен претендовать на что-то.

К сожалению, узнать, кого конкретно и какие виды спорта Максим Владимирович имел в виду, сколько средств было потрачено на них, после коллегии не получилось — первый вице-президент исчез в коридорах штаб-квартиры НОК.

Помочь разобраться в этом заявлении Рыженкова согласился министр спорта Александр Шамко, давший мини-интервью после коллегии: 

Александр Шамко

«Я бы так категорично не утверждал, что все это было прямо на пустом месте. Наверное, были некоторые ошибки с нашей стороны. Категоричность Максима Владимировича вызвана тем, что есть определенная система подготовки национальных команд, их аттестация. Есть несбывшиеся надежды по разным причинам. Кто-то сдал позиции, кто-то из-за травм. Своеобразная защита, в том числе и финансовая — принятие спортивного бюджета на год: именно на год, а не на весь олимпийский цикл. Это поможет минимизировать количество ошибок в управленческих решениях. Это оправданно. Чтобы нам не могли, как вы говорите, навешать лапшу, для этого будет проводиться серьезная аттестация команд».

В дроблении финансовых поощрений и финансирования на каждый год в отдельности, а не сразу на весь цикл, есть резон. Это позволит сохранять спортсменам мотивацию.

«Проблемой белорусского спорта является чрезмерное финансовое стимулирование в ходе олимпийского цикла. Соответствующие предложения в сторону их уменьшения в ближайшее время будут донесены до президента НОК. Ведь некоторые зарабатывают стипендии за выступление на чемпионатах Европы и мира, следовательно, получают весьма комфортные условия и теряют стимул. Сетка поощрения, в частности за призовые места на этапах Кубка мира, обязательно будет пересмотрена, как и в ряде неолимпийских дисциплин в олимпийских видах спорта», — анонсировал на коллегии грядущие изменения Максим Рыженков.

Что касается оценки выступления белорусов на Олимпиаде со стороны министра спорта, то Александр Шамко был, по сути, солидарен с Рыженковым: «Считаю достойным, однако что касается количества медалей — их должно быть больше».

 

Медальные планы и прогнозы на Олимпиаду все-таки существовали

Перед Играми на всех уровнях неоднократно подчеркивалось, что на эту Олимпиаду не ставилось никакого медального плана. Впрочем, предполагать, что ни у НОК, ни у Минспорта не существовало прогнозов, было бы наивно. А если бы их на самом деле не было, то это выглядело бы просто ошалеть как странно. Конечно же, прогнозные и медальные планы были. А не озвучивались они, чтобы «не было ненужного давления на спортсменов», признался Александр Шамко.

«Безусловно, каждая федерация, каждый вид спорта понимали, на какую планку они идут. Почему не озвучивалось это? Чтобы не было ненужного давления на спортсменов. Мы сегодня говорим, что были определенные медальные ожидания. Например, в прыжках на батуте три белорусских спортсмена находятся на топ-уровне. Мы понимали, что минимум одна медаль должна быть. Медальный зачет — мы предпочли закрыть эту тему накануне Олимпиады. Говоря о таких вещах, мы разжигаем предстартовое давление. А это ни к чему. Мы не говорили атлетам, что они обязательно должны завоевать медали, но понимали, что спортсмен является конкурентоспособным, находится в топе. Если мы знали, что в легкой атлетике 6-7 претендентов, то мы знали, чего от них ожидать», — сказал министр спорта.

Кто из белорусских спортсменов претендовал на награду, но остался без нее — на эту тему на коллегии представили доклады руководители по некоторым видам спорта.

Так, главный тренер национальной команды по легкой атлетике Игорь Сиводедов отметил, что медаль могла быть у метательницы копья Татьяны Холодович. По его словам, подняться на пьедестал спортсменке помешал начавшийся дождь, который серьезно сказывается в этом виде спорта на результате.

Погодными условиями он объяснил и непопадание на пьедестал марафонки Ольги Мазуренок, которая заняла 5-е место, став в этой дисциплине лучшей представительницей Европы на Играх. Как отметил Сиводедов, африканские бегуньи, завоевавшие медали, больше привычны к бразильской жаркой погоде.

Директор РЦОП по гребным видам Сергей Хмельков затронул тему дисквалификации мужской сборной по гребле на байдарках и каноэ: «Когда нас один раз проверили, думали, что больше нас не тронут, а нас тронули. Это урок на будущее. Необходимо более тщательно изучать законодательную базу страны, в которую выезжаешь на сборы».

Отсутствие медалей в пулевой стрельбе главный тренер сборной Игорь Басинский объяснил отсутствием в стране открытого тира и нехваткой у команды высококачественных патронов.

Председатель федерации велоспорта Николай Ладутько назвал серьезными проблемами частые реорганизации и смены кадрового состава в отрасли за последнее время.

На велогонщике Василии Кириенко, который считался одним из главных претендентов на награды, первый вице-президент НОК Максим Рыженков отдельно заострил внимание:

«Те, кто хотел максимально успешно выступить на Олимпиаде, отказывались от последних этапов «Тур де Франс» (одна из самых престижных и денежных велогонок мира. Naviny.by), Кириенко же откатал ее до конца. Неужели в федерации никто не осознавал, что после такого он не сможет быть в Рио в оптимальной форме?!»

Конкретного ответа от руководителя федерации на этот вопрос на коллегии не прозвучало.

Коммерческие старты и их приоритетный статус для ряда спортсменов Максим Рыженков в целом назвал одной из причин неудачного выступления на Олимпиаде.

Он также отметил, что у белорусской сборной были определенные проблемы с фармакологией. «Не справились с обеспечением атлетов восстанавливающими средствами. Как показали Олимпийские игры, многие не успевали восстанавливаться от старта к старту», — сказал первый вице-президент НОК. 

 

Больше конкретики, меньше общих фраз

Заместитель главы Администрации президента Игорь Бузовский подвел логичный и рациональный итог коллегии. «Выступление на Олимпиаде — это результат работы всей системы», — сказал он.

Бузовский подчеркнул, что для Беларуси спорт — это в том числе «политика и идеология».

Игорь Бузовский — в центре

«Завоевано 9 медалей, по количеству наград Беларусь 30-я, по качеству — 40-я, наблюдается спад. Существует такое понятие, как коэффициент полезного действия. Какую отдачу получило государство за вложенные в атлетов средства и усилия? Необходимо всё просчитать и положить на стол президенту», — заявил Бузовский.

Помимо этого замглавы Администрации акцентировал внимание на механизме избрания руководства спортивных федераций и ассоциаций. По его словам, в этом вопросе необходим баланс профессиональной компетенции и административного ресурса.

Он также призвал «конкретизировать общие формулировки и фразы», прозвучавшие на коллегии.

Впрочем, как мы уже отмечали, нынешнее совещание на фоне множества других и без того было довольна продуктивным, но тут мы однозначно на стороне Бузовского — в будущем хотелось бы видеть еще больше конкретики и меньше общих фраз!

 

Формальность?

Совместная коллегия НОК и Минспорта дала свою оценку выступлению белорусов на Олимпиаде. Однако, несмотря на всю статусность мероприятия, и сами чиновники, и все мы в душе понимаем, что финальную и окончательную оценку Играм в Рио может поставить только Александр Лукашенко. И не факт, что она совпадет с озвученной сегодня…

 

 

Фото noc.by, видео Сергея Сацюка


  • Ладно. Никто не пишет, так я мельком вброшу: Когда за что-то, спортивное в том числе, отвечают 2-3 мужика с профессиональным подходом, то в этом может быть толк. Они поругаются, помирятся, устав, придут к консенсусу. Но когда над ними громоздятся необозримые и раздутые штаты "вышестоящих" - в виде разных там министерств и ведомств - с батькой во главе... Мне остаётся этим "мужикам" выразить только своё сочувствие и пожелать не получить преждевременный инфаркт.