Лукашенко нарушил стерильность Палаты

Белорусские власти попытались смикшировать грубые нарушения в ходе кампании пропуском в парламент двух оппозиционных фигур.

Белорусские власти увенчали парламентскую кампанию довольно сильным ходом. На целиком подконтрольных выборах в Палату представителей, прошедших 11 сентября, мандат, по предварительным данным, получила представительница Объединенной гражданской партии (ОГП) Анна Канопацкая.

Также обозреватели выделяют победу Елены Анисим из «Таварыства беларускай мовы» (ТБМ), которая хоть и не входит ни в какую партию, но воспринимается как умеренная оппозиционерка.

В прежние созывы Палата фигурировала в независимой прессе с язвительным ярлыком «стерильная», поскольку в Овальном зале заседали сугубо лояльные персонажи. Хотя и по итогам выборов 11 сентября в нижнюю палату прошли почти поголовно такие же фигуры, но говорить о полной стерильности законодательного органа теперь не приходится.

В частности, ОГП, выдвинувшая Канопацкую, стоит на позициях жесткой критики режима Александра Лукашенко. ТБМ же теребит власти, чтобы возрождали белорусский язык, а это у нас почти синоним оппозиционности.

Впрочем, сейчас Анисим как раз-таки удобна людям наверху в плане продвижения негласной политики мягкой белорусизации. Можно картинно развести руками перед Москвой, если там натопырятся, заподозрив измену: это же не мы, это все оппозиция воду мутит.

 

Спутали карты оппозиционерам

Белорусский официальный лидер не особо склонен к тонкой внутриполитической игре. Созданная им система груба, но надежна: у президента — царские полномочия, безголосый парламент послушно штампует спущенные из правительства или президентской администрации законы.

Но, как видим, жизнь заставляет идти на более изощренные по белорусским политическим меркам сценарии.

Смотрите, что получается. На протяжении всей минувшей кампании оппозиция твердила, что выборы нечестные. В последние дни было много заявлений о том, что накручивается явка, комиссии отшивают наблюдателей и пр. В округе, где баллотировалась Канопацкая, электоральный процесс тоже выглядит не вполне чистым.

Лидер ОГП Анатолий Лебедько, другие представители правоцентристской коалиции подчеркивают, что их оценка кампании не меняется. Вердикт правоцентристов суров: «Власть назначила всех 110 депутатов».

Но при этом оппозиционной партии неразумно отказываться от мандата, от трибуны пусть себе и в недемократичном, административно сформированном парламенте. Короче, неожиданная коллизия, шахматная вилка для тех, кто априори собирался доказывать нелегитимность этих выборов.

Попутно власти, как предполагают некоторые обозреватели, дали показательный щелчок Татьяне Короткевич из «Говори правду», которая была соперницей действующего президента на прошлогодних выборах и, надо же, не удосужилась поздравить победителя, а совсем даже наоборот — обжаловала итоги выборов в Центризбирком. Впрочем, самое главное — Короткевич тогда резко подняла свой рейтинг (в Беларуси же, согласно представлениям на самом верху, должен быть только один политик). Теперь ей насчитали скромный результат в том же округе, где баллотировалась Канопацкая.

Кроме всего прочего, запутывается дело с репутацией «Говори правду», которую более радикальные оппозиционеры относили к спарринг-партнерам властей. Сейчас представители этой кампании, продвигающей лозунг мирных перемен, могут укоризненно бросить хулителям: видите, зря на нас бочки катили!

Да, и, учитывая зацикленность оппозиции на поиске агентов в своем лагере, нетрудно предвидеть, что прошедшие в парламент оппозиционерки тоже до дна изопьют горькую чашу подозрений.

 

Сделали подарок Западу

Но, конечно же, всю эту хитрую катавасию наверху затеяли отнюдь не только ради для того, чтобы спутать карты оппозиционерам, лишний раз столкнуть их лбами (и так сшибаются то и дело).

Фишка в том, что власти хотят гарантированно получить от Запада достаточно благоприятную оценку этих выборов.

Декоративных процедурных изменений, оформленных решениями Центризбиркома, для этого могло оказаться маловато. Ведь принципиальные рекомендации БДИПЧ ОБСЕ так и не были выполнены. В избирательных комиссиях оказалась лишь горстка оппозиционеров, их жестко отсеивали. Были случаи фактической цензуры кандидатских выступлений.

Вдобавок для обеспечения явки вертикаль широко использовала добровольно-принудительный механизм досрочного голосования (за пять дней перед 11 сентября таким образом проголосовало более 31% избирателей). Согласно сигналам наблюдателей, во многих местах явка к тому же и беспардонно завышалась.

В итоге накопилась довольно внушительная масса негатива, претендующего на попадание в отчет наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ. Этот отчет, в свою очередь, будут брать во внимание политики Евросоюза и США, принимая решение о дальнейшей судьбе отношений с Беларусью. А от этих отношений зависит получение Минском западных денег, возможность геополитического балансирования.

Потому и был сделан ход конем. Некоторые европейские деятели открытым текстом объясняли властной верхушке: будет оппозиция в парламенте — будем иметь с вами дела. Ну так вот, получайте.

 

Система не меняется, но игра несколько усложняется

Власти делают и другие жесты, рассчитанные на Запад. Лукашенко, общаясь с журналистами 11 сентября, намекнул на возможность изменения Конституции, расширения полномочий парламента. Ермошина 12 сентября на пресс-конференции в Минске заявила, что Центризбирком планирует проанализировать рекомендации, которые даст по итогам наблюдения за парламентскими выборами БДИПЧ ОБСЕ, и представить президенту доклад о возможных изменениях в избирательное законодательство.

Нетрудно предвидеть, что власти постараются отодвинуть самые принципиальные рекомендации, призванные обеспечить максимальную прозрачность электорального процесса (широкий допуск оппозиции в избиркомы, урезание «досрочки», демонстрация наблюдателям каждого бюллетеня с отметками). Но тем не менее, Западу посланы очередные сигналы, что вот, мы готовы быть учениками в вашей школе демократии.

Вероятно, по итогам этих выборов Минск получит от Запада достаточно благосклонную реакцию, чтобы тренд нормализации отношений продолжился. Внутриполитическая атмосфера не станет демократичнее, но, во всяком случае, власть постарается без особой нужды не включать машину репрессий. И даже небольшие уступки усложняют для режима игру на внутриполитическом поле.


  • Появилась крохотная надежда, что уж к 9-му сроку может и появится в парламенте целая "ячейка" из трёх депутатов от оппозиции.
  • Такими темпами "демократизации" нам и до Габона далеко.
  • Александр Романов
    с такой аналитикой в самый раз евроинтегрироваться, для мытья цивилизованных сортиров
  • Александр Романов
    с такой аналитикой в самый раз евроинтегрироваться, для мытья цивилизованных сортиров
  • Александр Романов
    Чувствуется, что вы большой специалист по сортирам
  • "Можно картинно развести руками перед Москвой, если там натопырятся, заподозрив измену: это же не мы, это все оппозиция воду мутит..." Голодной куме всё хлеб на уме. Русофобу со стажем кругом Путин страшен.
  • Недавно из Габона?
  • Недавно из Габона?
  • Недавно из Габона?
  • Недавно из Габона?
  • Недавно из Габона?
  • Недавно из Габона?
  • 111
    Чувствуется, что вы большой специалист по сортирам
  • Andrew I.
    Зато ксенопатриотам со стажем всё божья роса.
  • Andrew I.
    В Габоне с демократией как раз неплохо. Так что да, есть к чему стремиться.