Мужская работа. Учитель

Naviny.by поздравляют педагогов с Днем учителя и дают слово учителям-мужчинам.

Большинство школьных учителей — женщины. Тем интересней узнать, что движет мужчинами, которые выбрали эту профессию и сохранили ей верность в течение десятилетий.

Naviny.by поздравляют педагогов с Днем учителя и дают слово учителям-мужчинам.

 

«Моя работа согревает душу»

Завуч Малоритской средней школы № 1 (Брестская область) Андрей Хомичук уже более 30 лет преподает физику. Говорит, что предмет этот сложный, но не считает, что физиком обязательно должен быть мужчина:

 Андрей Хомичук

«Здесь нет закономерности. Но в школе не хватает мужчин, это одна из самых острых проблем. Мужчины в школе должны быть для оказания позитивного влияния на юношей. Старшеклассники делают свой жизненный выбор, и отсутствие мужского влияния на них в школе имеет негативный след. Я считаю, учитель — хорошая мужская работа. Эта профессия дает возможность увидеть результат труда и подходит для мужчины, если ее выбрать осознанно».

К слову, Андрей Хомичук уходил из школы — в течение пяти лет работал чиновником в сфере образования. Но потом вернулся:

«Если выбрал профессию осознанно, она тебя позовет. У нас в маленьком городе каждый человек, педагог тем более, на виду. Я чувствую, как относятся к учителю дети и родители. Учителя знают детей, семьи. К нам бывшие ученики уже приводят учиться своих детей».

Работать в школу Андрей Хомичук советует идти только тем, кто любит детей, кто не равнодушен к их судьбе. Иначе даже будучи хорошим специалистом, трудно долго задержаться в школе, а работа будет в тягость.

«Я детей люблю, они дарят радость, многие из них возвращают то тепло и добро, которое ты им когда-то подарил. Идешь по городу, встречаешь молодых и не очень людей, которых учил недавно или десятки лет назад, а они улыбаются, здороваются. Если не заметишь, через дорогу окликают, спрашивают, как дела. Не в каждой профессии можно получить столько внимания. Моя работа согревает душу», — сказал Андрей Хомичук.

 

«Есть понятие — призвание»

Директор средней школы № 34 Могилева Игорь Якименко учителем работает 24-й год, преподает информатику. В 2004 году удостаивался звания «Учитель года».

Как администратор не считает необходимым зацикливаться на гендерном вопросе в школе: «Считаю, что дискуссию о том, кто больше нужен школе — мужчина или женщина, стоит прекратить. Школа ждет профессионала вне зависимости от того, женщина это или мужчина. На текущий момент в школе как раз профессионалы и задерживаются».

Игорь Якименко считает, что в школе можно заработать: «Если мужчина считает необходимым работать в школе, работает. Есть возможность вести дополнительные занятия, оказывать платные образовательные услуги и реализовывать свой талант, работая с одаренными детьми. Я категорически не согласен, что в школе работают те, кто не смог ничего добиться в жизни. Здесь трудятся специалисты, мужчины и женщины, которые делают одно дело. Они стоят на страже будущего. Дети, которых мы учим, будут подписывать нам пенсионное удостоверение. Нам необходимо вернуть поколению желание читать книги, быть похожими на положительных героев, а не на многожизненных героев компьютерных игр — об этом надо помнить».

В начале трудового пути Игорь Якименко пробовал сменить деятельность, работал в небольшом коллективе — не понравилось:

«Для меня это было тяжело, я люблю быть среди большого количества людей, люблю детей. Есть понятие — призвание. Мои родители — учителя, а всего из нашей родни в школе в разное время работали и работают 11 человек: дедушка, тетка, супруга, сестра, брат и другие родственники. Почти все мы окончили физико-математический факультет Могилевского университета имени Кулешова. Я счастливый человек, потому что у меня есть семья — жена, дети и работа, которых я люблю».

 

Семь «У»

Николай Шавловский — учитель младших классов, педагогический стаж более 30 лет, обладатель звания «Учитель года». В средней школа № 125 Минска у него два класса — второй и четвертый. Одни дети занимаются в первую, другие — во вторую смену. Это полторы ставки, около семи миллионов рублей зарплаты.

Фото kp.by

Свой жизненный выбор учитель объясняет так: «У каждого здания есть фундамент, который не заменит ни красивый фасад, ни новая крыша. Начальная школа — такой фундамент. Я много раз слышал, что в начальных классах необходимо искать не школу, а хорошего учителя. И таким учителем я хотел стать. Учитель должен любить детей и профессию. У меня всё это было, и я почувствовал, что это мое. Уже много лет я наблюдаю чудо превращения маленького человека в ученика с большой буквы».

Николай Шавловский считает, что учитель должен обладать качествами «семи «У», как он их называет. Это умеренность, успешность, умение удивлять, убедительность, уважительное отношение к ребенку, уравновешенность и улыбчивость.

Говорит, что уверен в важности учительской профессии, но престиж ее в обществе надо поднимать. И делать это должно государство:

«Должно формироваться уважительное отношение к учительскому труду. Важна также и материальная составляющая. Чтобы учителя-мужчины приходили работать в школу, надо в первую очередь повысить зарплату. Для ребенка неважно, учитель мужчина или женщина, важно любить ученика и профессию. Мужчина-учитель иногда способен лучше держать дисциплину в классе, направлять ученика своим авторитетом. Порой мужчины более терпимы, и им легче быть идеальными для ребенка. Мужчин должно быть в школе столько же, сколько женщин. Ведь полная семья — это мужчина и женщина. Так и в школе должно присутствовать мужское воспитание. Только женское является однобоким».

Сыновья Николая Шавловского учительскую профессию не выбрали, но к работе отца относятся с большим уважением:

«Они понимают, как для меня важна моя работа. Жена у меня — воспитатель детского сада, она хорошо понимает суть работы. Я считаю, что учительство — это мое призвание. Это не только работа, но и мое хобби. Я пытался работать администратором, но долго в завучах не задержался. Понял, что совмещая две работы — административную и учительскую — не могу дать детям того, что даю, если работаю только в классе. Я счастливый человек, я нахожусь там, где должен быть. Эти горящие детские глаза, это желание понять, что им говорят, и в результате понимание, очень радует. Ради этого и нужно работать».

 

В Беларуси работает около 117 тысяч учителей, из них в городах и поселках — 79 тысяч, в сельской местности — 37 тысяч. Профессия учителя традиционно считается женской. На начало 2015/2016 учебного года доля женщин в общей численности учителей составила 86%, из числа директоров и их заместителей — 85%. В учреждениях образования, начиная с дошкольного и заканчивая высшим, занято почти 10% населения страны. Большую половину среди педагогов составляют школьные учителя.