Православная стройка на озере Болдук. «Мы за то, чтобы храмы строились честно»

Стройка на Болдуке активно продолжается, возводится второй этаж церкви.

Пару лет назад Naviny.by писали о скандальной православной стройке на озере Болдук в Витебской области. Что происходит на уникальном озере сейчас? Строительство церкви продолжается, тревога экологов растет.

озеро Болдук

Озеро находится Поставском районе. Его южный берег относится к природному комплексу «Голубые Озера» национального парка «Нарочанский», северный — к гидрологическому заказнику «Швакшты».

В 2014 году местные жители и экологические активисты забили тревогу в связи со строительством в деревне Станчики на берегу Болдука культового объекта «Храм образа Божией Матери «Живоносный источник», к которому, по планам, добавится подворье и детский лагерь.

Осенью 2015 года общественное объединение «Экодом» совместно с жителями Станчиков подали иск в суд с требованием провести предусмотренное законодательством общественное обсуждение проекта. Однако Глубокский районный суд не удовлетворил требование истцов. Судья пояснил, что на данном этапе проекта проведение общественных обсуждений невозможно, и сослался на то, что истцы опоздали и не обжаловали решение Поставского райисполкома от 2013 года, которым разрешалось строительство объекта.

На сайте change.org также была создана петиция с требованием остановить строительство на берегу озера православного храма. Под документом подписались более 16 тысяч человек.

 

Уже строят второй этаж

Спустя почти год после судебного разбирательства стройка на Болдуке активно продолжается, возводится второй этаж церкви, рассказал Naviny.by региональный координатор общественной экологической инспекции «Зеленый дозор», житель Поставского района Игорь Пастухов.

«Люди в подавленном состоянии, потому что, когда они выражали свой протест, никто не ожидал, что их «опрокинут» в узаконенном порядке», — сказал он.

Помимо судебного иска, около 30 местных жителей и дачников подавали в прокуратуру Глубокского района заявление о подлоге документов.

По словам эколога, местных возмутил тот факт, что в 2010 году среди них собирали подписи за строительство часовни в соседней деревне Войшкуны — напротив участка бизнесмена Николая Романевича (инициатора строительства церкви и лагеря на Болдуке), а строить начали большой храм на 100 прихожан на озере, в полутора километрах от места предполагаемой изначально часовни.

«Мы убеждены, что часовня оказалась прикрытием совсем другого проекта. Также мы провели анализ и выяснили, что на момент подписания в 2010 году четыре человека были несовершеннолетними, самой младшей, Марии, вообще было 4 года, два человека проживают в другом населенном пункте, а остальные либо дачники, которые выразили желание построить капличку, либо не имели отношения к этой местности — к кому-то приехали туристы и за компанию расписались», — рассказал Пастухов.

В прокуратуре на просьбу активистов дать оценку этому действию ответили, что не усматривают нарушения.

«Люди чувствуют, как будто их окунули, как будто мы живем по совершенно разным законам. Насколько я понимаю, исполнение законов обязательно для всех, как и правила движения на дороге — для попов, для прокуроров, президентов, колхозников и рабочих. Если кто-то начинает нарушать правила, подставляются остальные участники движения. Более того, кто-то, видя подобный пример, сам принимает решение точно так же нарушать правила. В результате мы имеем узаконенное беззаконие», — отметил эколог.

По его словам, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды дало согласие на строительство церкви, но с одним условием — строительство должно вестись без удаления растительного мира.

«Что произошло осенью 2015 года. Около 50 сосен возрастом до семи лет (некоторые даже до 10 лет) либо вырубались, либо вырезались грубо лопатами и пересаживались сразу за забором объекта на территории заказника «Швакшты», — отметил активист.

Местные жители в октябре 2015 года направили запрос в Минприроды с просьбой проверить это нарушение и принять меры, а также уведомить их о времени проведения инспекции, чтобы подписанты заявления могли показать «замаскированные места рубки» и предоставить фото- и видеосвидетельства.

«Однако наше предложение о совместном объективном расследовании проигнорировали. Инспекция природных ресурсов из Витебска приезжала, естественно, никаких следов она не нашла, ни с кем из подписантов не встретилась, зато, по нашим сведениям, любезно беседовала с заказчиками объекта», — рассказал эколог.

Сегодня, по словам Игоря Пастухова, большинство пересаженных сосен высохли, поскольку их можно пересаживать только до двух лет, и пятилетние деревья не приживаются даже при благоприятных условиях.

Кроме того, отмечает эколог, любые пересадки деревьев и кустарников на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) могут быть разрешены при соблюдении определенной административной процедуры, в обратном случае это нарушает режим ООПТ и запрещено законодательством.

 

Озеро обновляется 30 лет

Местных возмущает тот факт, что их мнение при строительстве храма вообще не учитывалось, а общественное обсуждение не было проведено, несмотря на законодательство и настойчивые просьбы жителей, которые они с 2010 по 2015 годы неоднократно направляли в прокуратуру, Поставский райисполком, Администрацию президента и Белорусскую православную церковь.

Также жителей беспокоит, что изменится эстетика озера, которое сейчас выглядит диким, а все деревни спрятаны за лесом, в то время как церковь строится на панорамном холме, и ее будет видно из любой точки озера.

Кроме того, говорит Игорь Пастухов, раньше человек любого вероисповедания «мог прийти на этот холм и помолиться Богу как умеет», стройка же православного храма делает это невозможным.

«Как ни странно, большинство протестующих местных жителей из деревень на этом озере — это православные, как и я. Мы не против церкви, но за то, чтобы она строилась в удобном и доступном для людей месте — в поселке Лынтупы, как мы ходатайствовали в 2014 году, а не за 19 километров в глухом, но зато красивом лесу. Мы за то, чтобы храмы строились честно, уважительно к людям и местным традициям, а не на обмане, и не на обмане нас теми, кто называет себя пастырями Божьими, кто поверх бизнесменского костюма надел рясу и повесил крест, поучая нас и распевая нам сладкие литургии о божественном», — заявил Пастухов.

Кроме того, по его словам, строительство церкви и лагеря существенно увеличит антропогенную нагрузку на озеро, поскольку в храм будут приезжать паломники (своих прихожан в этой местности мало), а в лагере будут отдыхать дети.

«Сегодня озеро испытывает большую нагрузку из-за туристов, это доказано специалистами Академии наук. Около 2% территории озера находится в четвертой стадии регрессии — это уже необратимая стадия, и до 12,2% — в третьей стадии, а третья всегда может перейти в четвертую. Что такое регрессия — это вытоптанные и замусоренные берега и другие «прелести». Чем больше людей приезжает, тем большую нагрузку испытывает озеро», — говорит Игорь Пастухов.

Озеро формируется за счет родников, частично — паводковых вод, к тому же из него вытекает небольшой ручей, поэтому обмен воды в Болдуке — процесс длительный. На полное обновление воды в озере требуется 30 лет.

«Человек, который почистил зубы, прополоскал зубную щетку, помыл голову или просто искупался, оставляет в воде всё это «богатство». Представьте, что всё это уйдет из озера только через 30 лет! Эта зубная паста, мыло, фтор уйдут только через 30 лет. А если каждый день и каждый год подливать этой грязи, наступает необратимый процесс, что в первую очередь видно по цветению воды. В последние годы озеро Болдук цветет обильнее, чем раньше. Пока озеро может себя восстановить — природные экосистемы обладают определенным запасом прочности, но это не может длиться вечно», — пояснил эколог.

 

 

Фото Игоря Пастухова

  


  • Хватит нести ахинею о вреде какой-то экологии. Будьте хоть чуточку честнее - вы выполняеете заказ пропольских кругов, которые спят и видят католизированную Беларусь, а здесь ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ!. Нет дорогие лживо-экологи, на иудины сребреники вы счастливы не будете. Ну выпьете лишних 200 грамм польской водки, не более. Предателей никто не любит, даже ваши покровители брезгуют вами.
  • Да, православные попы становятся очень нетерпимыми, когда у них пытаются отобрать прибыльные места. Кроме летнего пансиона для разговения и тренировки малолетнего пророссийского кизячества, пробуют еще в центре Витебска построить гостиницу для своих в виде макета полоцкого Софийского собора. На резонный вопрос, зачем строить в центре, при этом вырубая парк, когда в радиусе 700 метров уже есть 4 церкви, бубнят что-то про красоту города. Быдло - оно такое, ему красиво, когда все в асфальт и кирпич закатано.
  • Геннадий Сам
    Мы твоей Москве с попами никогда не присягали. Катись отседова.
  • Да, православные попы становятся очень нетерпимыми, когда у них пытаются отобрать прибыльные места. Кроме летнего пансиона для разговения и тренировки малолетнего пророссийского кизячества, пробуют еще в центре Витебска построить гостиницу для своих в виде макета полоцкого Софийского собора. На резонный вопрос, зачем строить в центре, при этом вырубая парк, когда в радиусе 700 метров уже есть 4 церкви, бубнят что-то про красоту города. Быдло - оно такое, ему красиво, когда все в асфальт и кирпич закатано.
  • Да, православные попы становятся очень нетерпимыми, когда у них пытаются отобрать прибыльные места. Кроме летнего пансиона для разговения и тренировки малолетнего пророссийского кизячества, пробуют еще в центре Витебска построить гостиницу для своих в виде макета полоцкого Софийского собора. На резонный вопрос, зачем строить в центре, при этом вырубая парк, когда в радиусе 700 метров уже есть 4 церкви, бубнят что-то про красоту города. Быдло - оно такое, ему красиво, когда все в асфальт и кирпич закатано.
  • Увяжите эту историю(на Болдуке) и схему с строительством храмового комплекса на Долгиновском тракте г.Минск в плотном окружении жилых многоэтажек на месте детской площадки. Тогда жители так же собирали подписи, но за православную капличку. Естественно без общественных обсуждений. Игнорируя их. На Солигорском водохранилище в 2015 г. опять минуя общественные обсуждения. В 2016 г. принят проект строит. Софийского собора в г.Витебск на месте парка партизанской славы(ест. С его вырубкой). Это так БПЦ чтит память народа и его историю?! Для справки специально для вас, Pilip и еже с вами(не пьющими ("польских 200 г.")трезвенниками).1-1! http://reporter.by/Belarus/Leonid-Guljako-obratil-vnimanie-na-narushenija-zakonodatelstva-pravoslavnoi-cerkovju Уполномоченный по делам религий и национальностей Леонид Гуляко в своем выступлении на заседании коллегии аппарата уполномоченного, которое состоялось 26 января в Минске, обратил внимание на нарушения законодательства со стороны Белорусской православной церкви, По его словам, сохраняется проблема самовольного строительства культовых зданий организациями православной церкви без оформления проектно-сметной документации и без официального отвода земли. https://naviny.by/rubrics/society/2010/01/14/ic_news_116_324262 Священники должны неукоснительно соблюдать белорусское законодательство. Об этом 14 января в Минске заявил уполномоченный по делам религий и национальностей Республики Беларусь Леонид Гуляко на коллегии аппарата уполномоченного.
  • Увяжите эту историю(на Болдуке) и схему с строительством храмового комплекса на Долгиновском тракте г.Минск в плотном окружении жилых многоэтажек на месте детской площадки. Тогда жители так же собирали подписи, но за православную капличку. Естественно без общественных обсуждений. Игнорируя их. На Солигорском водохранилище в 2015 г. опять минуя общественные обсуждения. В 2016 г. принят проект строит. Софийского собора в г.Витебск на месте парка партизанской славы(ест. С его вырубкой). Это так БПЦ чтит память народа и его историю?! Для справки специально для вас, Pilip и еже с вами(не пьющими ("польских 200 г.")трезвенниками).1-1! http://reporter.by/Belarus/Leonid-Guljako-obratil-vnimanie-na-narushenija-zakonodatelstva-pravoslavnoi-cerkovju Уполномоченный по делам религий и национальностей Леонид Гуляко в своем выступлении на заседании коллегии аппарата уполномоченного, которое состоялось 26 января в Минске, обратил внимание на нарушения законодательства со стороны Белорусской православной церкви, По его словам, сохраняется проблема самовольного строительства культовых зданий организациями православной церкви без оформления проектно-сметной документации и без официального отвода земли. https://naviny.by/rubrics/society/2010/01/14/ic_news_116_324262 Священники должны неукоснительно соблюдать белорусское законодательство. Об этом 14 января в Минске заявил уполномоченный по делам религий и национальностей Республики Беларусь Леонид Гуляко на коллегии аппарата уполномоченного.