Власти ищут спасателей для тонущих предприятий

Частные банки могут получить право на реструктуризацию проблемной задолженности путем вхождения в акционерный капитал заемщиков.

Белорусские банки могут получить право входить в акционерный капитал организаций, которые не платят по кредитам. По информации БелаПАН, соответствующий проект указа уже подготовлен. Вместе с тем, далеко не факт, что сами коммерческие банки захотят становиться акционерами проблемных предприятий.

 

У банков появится право обменять долги на акции

В кабинетах власти обсуждается проект изменений в указ № 88 от 2004 года, предполагающий реструктуризацию проблемной задолженности предприятий путем вхождения банков в акционерный капитал заемщиков.

Действующее законодательство, принятое еще 12 лет назад, предусматривает, что право обменять долги на акции предприятий имеют только государственные банки. Вместе с тем, рост проблемных долгов в банковской системе более чем в два раза в нынешнем году (их доля в портфеле банков выросла с 6,8% на начало 2016-го до 14,8% на 1 сентября) привел к тому, что власти стали предлагать корректировку действующего законодательства.

Как подтвердили БелаПАН несколько собеседников в банковских кругах, подготовлен проект госрешения о внесении изменений в указ № 88, принятый в 2004 году. Суть изменений сводится к тому, что право на реструктуризацию проблемной задолженности путем вхождения в акционерный капитал заемщиков будут иметь не только государственные, но и негосударственные банки.

Предполагается, что, став акционерами, банки смогут улучшить корпоративное управление на проблемных предприятиях и помогут им выйти из сложного финансового положения.

«Там, где у предприятий присутствует перспектива, но директорский корпус некомпетентен, банк сможет войти в акционерный капитал заемщика, выстроив заново систему управления на предприятии. То есть банк выступит как фонд прямых инвестиций: вошел, развил, перепродал и получил обслуживание кредита, который на сегодняшний день является для банка безнадежным», — пояснил БелаПАН эксперт в финансовых кругах.

Согласно подготовленным изменениям в указ № 88, предлагается два варианта вхождения банков в акционерный капитал заемщиков.

В тех случаях, когда дело касается предприятий с госкапиталом, которые не платят по кредитам, для вхождения в их акционерный капитал коммерческий банк должен будет получить согласие правительства и одобрение президента.

В остальных случаях, когда по кредиту не платят частные компании, банку для вхождения в их акционерный капитал достаточно будет получить согласие собственников.

«Это будет не обязанностью, а правом банков становиться совладельцем проблемных заемщиков. Иногда, имея безнадежную кредитную задолженность, может быть, имеет смысл войти в капитал, поставить на этом предприятии корпоративное управление и сделать из этого предприятия более-менее функционирующую компанию», — пояснил БелаПАН эксперт в финансовых кругах.

 

Почему банки не хотят быть акционерами?

Тот факт, что экономические власти Беларуси пытаются на законодательном уровне решать проблему растущих плохих долгов, можно только приветствовать. Вместе с тем, опыт соседних стран показывает, что коммерческие банки далеко не всегда готовы входить в акционерный капитал проблемных заемщиков.

К слову, в Польше банки получили законодательную возможность обменять долги на акции предприятий еще в 1993 году (по закону «О финансовой реструктуризации предприятий и банков»), однако по факту этим правом воспользовались немногие.

«В большинстве случаев банки не захотели или оказались неспособными принять участие в управлении предприятиями», — констатировал в 2004 году польский экономист Петр Козаржевски, комментируя события 1990-х.

Опрос представителей финансового сектора Беларуси, проведенный БелаПАН, также показал, что белорусские банки не видят сегодня большого смысла во вхождении в акционерный капитал заемщиков.

По мнению банкиров, даже если государство даст добро, это не позволит повысить эффективность предприятий. Новый менеджмент госпредприятий, назначенный банками, вряд ли сможет принимать ключевые решения, считают наблюдатели.

«Во многих случаях существует поручение сохранить нынешний профиль деятельности госпредприятий и численность работников, которые там трудятся. Поэтому невозможность нового менеджмента определять судьбу предприятий перечеркивает все возможности по их оздоровлению», — отметил в беседе с корреспондентом БелаПАН представитель одного из банков.

Перспективы вхождения банков в акционерный капитал частных заемщиков также не вызывают у финансовых институтов большого энтузиазма — банки уже сегодня могут забрать неплатежеспособные частные организации за долги.

«Некоторые заемщики из банка не выходят, просят взять их частное предприятие как имущественный комплекс за долги. Но зачем это банкам нужно?» — задается вопросом эксперт БелаПАН в банковских кругах.

Белорусские банкиры в один голос утверждают, что ни специалистов, ни компетенций, чтобы управлять непрофильными активами, у них нет. Поэтому, когда дело касается необслуживаемых кредитов частных компаний, банки не стремятся забирать за долги проблемное предприятие, а пытаются найти ему нового собственника.

Можно предположить, что практика обмена необслуживаемых долгов на акции заемщиков могла бы быть интересна банкам при наличии развитого фондового рынка и появлении возможностей оперативно продавать такие акции.

Однако в нынешних реалиях банки видят больше проблем с обретением акций заемщиков, чем возможностей, связанных с этим.

Получив акции, банки автоматически станут совладельцами и будут нести субсидиарную ответственность по всем обязательствам заемщика», — предполагает представитель одного из банков.

Поэтому, считают банкиры, лучше один раз зафиксировать убыток по плохому кредиту, чем иметь длительную головную боль, связанную с вхождением в акционерный капитал проблемного заемщика.

 

Терапия хирургию не заменит

По мнению белорусских экономистов, источники проблем, описанные выше, находятся вне банков, и, соответственно, чтобы их решить, не обязательно трогать денежно-кредитные учреждения.

«Причины возникновения плохих долгов — не в банках и не в стоимости кредитов, а в реальном секторе экономики, предприятиях, которые со своей продукцией оказались неконкурентоспособными на внутреннем и внешних рынках», — говорит эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.

Поэтому, полагают экономисты, необходимо проводить реформы на уровне предприятий, и только в этом случае можно рассчитывать на постепенное рассасывание проблемы плохих долгов.

«Реструктуризацию задолженности необходимо обусловить мерами по реструктуризации и повышению эффективности заемщиков. Это создаст условия для улучшения финансового положения многих предприятий», — полагает директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.

По его мнению, реструктуризация должна в том числе включать меры по разукрупнению предприятий, чтобы на организациях, которые приносят прибыль, не висели убыточные направления деятельности.

«Важно проводить разукрупнение флагманов белорусской промышленности с целью повышения их эффективности. Это позволит выжить тем государственным компаниям, которые могут быть конкурентоспособными», — считает Александр Чубрик.

Стоит отметить, что долговой проблемой госпредприятий экономические власти вплотную занялись еще в начале 2015 года. Клуб кредиторов, созданный тогда по инициативе правительства и Нацбанка, был призван решать проблемы крупнейших заемщиков, долги которых перед банками составляли на тот момент 10 млрд долларов.

Во многих случаях государство и банки пытались последние два года помогать заемщикам за счет рефинансирования задолженности, то есть, выдавая промышленным предприятиям новые кредиты на место старых. Однако постоянный рост плохих долгов на балансах банков в 2016 году показал, что одних «терапевтических» мер для финансового оздоровления проблемных заемщиков оказалось недостаточно…


  • спасателями тонущих предприятий были бы иностранные инвесторы, но у них нет гарантов в парламенте, кто мог привлечь инвесторов, то их не назначили депутатами.
  • Бедные эксперты. Они высказываются о рациональной экономике, которой у нас в сущности-то и нет. Но при этом - куда плечом или коленкой не двинь - ты везде упрёшся в луко-руководимый соцреализм. При котором директорату разумней стоять по стойке смирно и не делать лишних движений.