Девять лет за взятку. Осужден бывший главный следователь Минска

Георгий Жук десять лет скрывался в России, но все-таки предстал перед судом.

Эта история началась еще в 2005 году. Именно тогда главный следователь Минска Георгий Жук, по версии обвинения, получил от литовского бизнесмена 80 тысяч долларов за благоприятное решение его вопросов с правоохранительными органами в Беларуси. Но коррупционная схема вскрылась, и полковник милиции сбежал из страны. Десять лет он скрывался в России. 19 октября 2016 года его приговорили к девяти годам колонии.

Георгий Жук

Свою вину Жук так и не признал. В суде повторял, что бывшие коллеги его оговорили. Процесс только на начальном этапе был открытым, допрос свидетелей и изучение письменных материалов проходило за закрытыми дверями — исследовали документы «для служебного пользования», поэтому многие вопросы по этому делу для широкой публики так и остались без ответов.

Из обвинения следует, что в 2005 году Георгий Жук получил от бизнесменов взятку размером 80 тысяч долларов. В то время он был заместителем начальника управления предварительного расследования ГУВД Мингорисполкома. Как следует из его показаний в суде, на тот момент должность руководителя была вакантной, поэтому Жук считался главным следователем столицы. Это было время, когда структура МВД реформировалась. Обвиняемому на тот момент было 50 лет. И его беспокоило, как продолжить карьеру в правоохранительных органах.

«С 1994 по 1998 годы я уже был на пенсии и знал, что это такое, — пояснял он в суде. — Я не мог позволить себе стать на шлагбаум. Чтобы открыть бизнес, надо были большие деньги. У меня их не было. В другой деятельности я себя не видел».

По словам обвиняемого, он пытался через вышестоящих коллег решить кадровый вопрос, но ему прямо говорили, что против него настроен министр внутренних дел Владимир Наумов. Причины, по которым он попал в немилость к главному милиционеру страны, неизвестны.

Помог Жуку сотрудник КГБ по фамилии Сафроненко. Он предложил свести полковника с нужным человеком — Виталием Карповичем, у которого были связи в Администрации президента.

После встречи с ним Жук действительно получил подтверждение о назначении на должность замначальника. Похоже, такое решение вопроса для обвиняемого было в порядке вещей. Еще на первом заседании он заявил: «Ничего не стыдно. Возраст у меня был достаточный. Куда идти? Что делать? Профессия следователя — единственная, которую я знал».

Карпович свел Жука с литовским бизнесменом Ладисом Каросасом, который пытался решить свои проблемы через правоохранителей. Его фирмы регулярно проверяли в Беларуси, товар конфисковывали, на сотрудников заводили уголовные дела. Цена вопроса, как выяснилось позже, составляла 150 тысяч долларов. Из них 80 тысяч, по версии следствия, получил Георгий Жук.

За это полковник милиции должен был организовать встречу литовца с тогдашним замначальника управления по борьбе с организованной преступностью Иваном Клименковым. От его волевого решения зависела дальнейшая судьба бизнеса Ладиса Каросаса. Позже он так сдружился с иностранным предпринимателем, что собирался работать на него. Говорил, что без его связей и влияния у литовца нет шансов на успешное развитие в Беларуси.

Сотрудники УБЭП тоже были замешаны в коррупционную схему. Жук об этом знал, но заявлять на коллег не стал.

«Есть прокуратура, КГБ. Я их уважаю. Но я работал в корпорации милиции. Есть понятие корпоративности. Я бы никогда не пошел против. Я сотрудник милиции», — заявил Жук в суде. И подчеркнул, что и сейчас поступил бы также.

В 2006 году вышеназванные люди, кроме Жука, были приговорены к различным срокам наказания.

Тогда на скамье подсудимых оказались бывший первый замначальника УБЭП МВД Беларуси Иван Клименков, бывший сотрудник КГБ Михаил Туров и несколько бизнесменов.

Клименков обвинялся в злоупотреблении служебными полномочиями и получении пяти взяток на сумму 230 тысяч долларов. Однако суд счел недоказанным получение четырех взяток на сумму 225 тысяч, якобы эти деньги передавались полковнику Жуку. В итоге бывшего первого замначальника УБЭП МВД приговорили к 10 годам заключения и лишили звания полковника. Он единственный, кто не признал свою вину. Остальные фигуранты дела получили от 3 до 8 лет лишения свободы.

Георгий Жук смог сбежать. Поговаривают, что он буквально выпрыгнул из окна, когда его пришли задерживать. Десять лет он скрывался в России. В марте 2015-го его задержали в Московской области, а в октябре доставили в Беларусь.

Кстати, специальное звание полковника милиции Георгий Жук получил в феврале 2005 года — по указу президента. А через несколько месяцев был объявлен в международный розыск. Тогда обвиняемый формально уже был пенсионером.

На вопрос суда, почему он прятался за границей, если взятку все-таки не брал, обвиняемый заявил: «Поехал по одной причине — считал, что разберутся и потом… Я не хотел, чтобы обо мне потом говорили, что Жук дает показания на того, на того, на других полковников. Зачем? Лучше со стороны это наблюдать. А когда все прекратится, то тогда перед людьми не надо оправдываться».

«Если бы я, допустим, пришел сам в эти дни, то меня бы использовали в отношении других людей, которые не имеют отношения. Это наша специфика работы. Я в тюрьме сижу, как я сумел бы оправдаться. Если бы я хотел, то уехал бы в Европу, у меня на тот момент была шенгенская виза. Было много способов уехать, но меня волновали мои дети и мама. Я приезжал к маме, зная, что нахожусь в розыске», — цитирует бывшего милиционера «Белгазета».

Приговор суда Георгий Жук выслушал спокойно. Его приговорили к 9 годам колонии и лишили звания полковника милиции. Прокурор запрашивала наказание в 10 лет.

Кроме того, решено конфисковать имущество Жука — автомобиль «Мерседес Бенц», гараж в Минске, винтовку, пистолет и 70 патронов. Кроме того, 80 тысяч долларов, полученных незаконным путем, придется вернуть государству.

Под стражей бывший милиционер находится с марта 2015 года. Выходит, сидеть ему осталось 7,5 лет, если, конечно, Верховный суд не отменит приговор.

Кстати, судом вынесено определение о выявленых нарушениях во время предварительного следствия, расследование вели в главному управлении Следственного комитета.

 

 

Фото Сергея Балая 


  • Нет охоты какие-то максимы изрекать, тем более, что я к подсудимому (осуждённому уже) - человек абсолютно сторонний. И не имею ни малейшего желания никого клеймить и чехвостить... Но то, что вся эта система насквозь гнилая - это всё-таки факт... От этого осознания мало проку, конечно. Но есть лишний повод не обольщаться. В скобках отмечу, что системе уже 22 года... Ещё чуть-чуть - и на четверть века натянет... И, к слову, кто помнит, в каком возрасте умер Максим Богданович?
  • У Сергея Балая отменное чувство кадра, но я не совсем понял, почему он в таком "проигрышном" ракурсе показал фигуранта дела... Это - минус. Журналист, фотожурналист - это хладнокровная объективность. И ничего личного. И анфас был бы уместнее. А то, что мужик имеет свойство в возрасте за 40 местами локально плешиветь - это не гвоздь фоторепортажа, каким бы негодяем объект съёмки не был. Кстати, есть негласное служебное правило для фоторепортёров, чтоб АГЛ в таких ракурсах никогда подан не был... Хотя его бы так подавать и следовало - в первую очередь. Заслужил, что поделать.Ведь сам рвался на передовицы... Не я его подталкивал.
  • Yury Pich
    Главный следователь ! ТАКИЕ взятки брал, а конфисковать нечего. Гол как сокол ... Только ржавый мэрсэдэс ... Даже квартиры нет у него ?!