Дмитрий Маркушевский. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Пролить свет на автохаос

Дмитрий МАРКУШЕВСКИЙ

Дмитрий МАРКУШЕВСКИЙ

Академический директор Центра исследования общественного управления СИМПА (бренд «Школа молодых менеджеров публичного администрирования SYMPA»). Окончил БГУИР (факультет информационных технологий и управления), аспирантуру Института философии НАН Беларуси, программу Регионального бюро ПРООН и NISPAcee для советников по стратегическим вопросам; повышал квалификацию в Университете Лунда (Швеция) и Высшей школе экономики (Москва, РФ). Консультант и руководитель проектов в области прав человека и демократического управления в системе ООН (2003-2012).

«Перекуп» собирательный образ хамоватого хитрого парня в спортивной одежде с барсеткой и с целью выудить максимальную прибыль из мутной воды авторынка без оглядки на закон, права и интересы автолюбителей.

В поисках нового автомобиля я познакомился с реалиями рынка автотранспорта, на котором действуют как честные игроки, так и не очень.

Недавно стали известны детали уголовного дела в отношении учредителей и сотрудников одного столичного автосалона, которые брали автомобили на комиссию, продавали, а деньги старым хозяевам не отдавали. Предварительным следствием установлено, что по такой схеме с мая 2014-го по апрель 2015 года совершено 164 факта завладения автомобилями путем мошенничества, 162 гражданина признаны потерпевшими, сумма ущерба составила более 2 615 000 деноминированных рублей.

По некоторым оценкам, до 95% сделок по выкупу авто через автохаусы осуществляется нелегально для уклонения от уплаты налогов. При этом нет перехода права собственности на автомобиль от продавца автохаусу. Все время, пока автомобиль не будет зарегистрирован на нового покупателя в ГАИ, он будет оставаться собственностью продавца, и гражданская ответственность тоже будет на нем.

Известны случаи, когда недобросовестные автодилеры приобретали в «Белбланквыде» тысячи счет-справок и «оформляли» промежуточные сделки с нелегальными «перекупами» лишь по копии паспорта, а затем — с конечными покупателями, чем подвергали последних серьезному риску. Ведь автомобиль, оформленный перекупщиком без реального владельца по копии паспорта, может быть в угоне, в залоге либо «двойник».

В дополнение к этим проблемам «перекупы» формируют общую негативную репутацию участников авторынка.

Чтобы обезопасить себя, добросовестный покупатель мог бы получить информацию о понравившемся автомобиле по идентификационному номеру транспортного средства (VIN), однако доступ к этой информации или закрыт, или предоставляется за плату, которая при широком поиске авто становится обременительной.

Для противодействия мошенничеству и создания благоприятных условий для прозрачной и честной работы участников рынка транспортных средств в ряде стран гражданам свободно предоставляются сведения из базы данных госавтоинспекции (см., например, сайт ГИБДД Российской Федерации), а также из реестра уведомлений о залоге движимого имущества (см., например, такой реестр в РФ).

В этой связи я обращаюсь к Министерству внутренних дел Беларуси, в структуру которого входит Госавтоинспекция, к Совету министров и Национальному банку, которые определяют порядок функционирования реестра движимого имущества, обремененного залогом, с предложением:

предоставить гражданам свободный онлайн-доступ к базе данных Государственной автомобильной инспекции МВД Республики Беларусь по идентификационному номеру транспортного средства для получения основных сведений о нем, а также:

  • о периодах его регистрации в Госавтоинспекции за различными собственниками (без указания личных данных),
  • о дорожно-транспортных происшествиях с участием транспортного средства,
  • о розыске транспортного средства правоохранительными органами,
  • о наличии ограничений на регистрационные действия в Госавтоинспекции с транспортным средством,
  • о страховании гражданской ответственности;

предоставить гражданам свободный онлайн-доступ по VIN к данным Реестра движимого имущества, обремененного залогом, в части автотранспорта.

Эти меры помогут пролить свет на темный рынок автомобилей и ввести в официальный оборот задействованные там немалые финансовые средства, повысят безопасность сделок и обеспечат дополнительную защиту добросовестных продавцов и покупателей автотранспорта от мошенников.

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».