Наталья Рябова. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Разрешить инновационное редактирование
Наталья РЯБОВА
Окончила БГУ (социология), ЕГУ (философия), в 2013 году получила степень МВА (магистр бизнес-администрирования). Директор Школы молодых менеджеров публичного администрированияSYMPA, при которой действует исследовательский проект BIPART(Белорусский институт реформы и трансформации публичного администрирования) и интерактивный сайт «Кошт урада», посвященный государственным финансам.
27 октября в Братиславе (Словакия) состоялась конференция, посвященная демократии и развитию. Она называлась «Устойчивый мир, в котором никто не остался за бортом». И одна из панелей была посвящена инновациям и, в частности, возможностям, которые дают различные электронные и интернет-инструменты для улучшения государственного управления, коммуникаций с гражданами и, в конечном счете, повседневной жизни каждого.
Вот несколько примеров. Проект Slovensko.digital объединил около 1500 добровольцев-айтишников, которые обсуждают и реализуют идеи, связанные с государственными сервисами, которые построены с учетом логики бюрократического процесса и неудобны для пользователей. Участники проекта делают рабочие прототипы различных услуг и сервисов, которыми недовольны граждане (или они сами как граждане) и предлагают их к внедрению.
Например, почему государственные закупки, если данные по ним открыты, должны проводиться на едином централизованном портале? Может, гражданское общество создаст более удобный инструмент? Или почему не создать конкуренцию в госуслугах и посмотреть, чем предпочитают пользоваться люди?
Одним из решений этого проекта стала систему, которая автоматизирует действия, которые нужно совершить пользователю, чтобы проголосовать из-за рубежа — найти контакт своего округа, запросить у них электронный бланк, распечатать его, поставить отметку и подпись, отсканировать, отослать письмо. Всё это занимало не менее 30 минут, но благодаря сервису, который делает это все автоматически, время сократилось до 3 минут — вы указываете свои контакты, ставите электронную подпись, и сервис генерирует за вас письмо в избирательную комиссию. Власти оценили этот сервис и рекомендуют его к применению.
Проект E-baby в Сербии снизил время, которое должны потратить родители на регистрацию ребенка (постановку на учет в различных ведомствах, получение пособия и т.п.), с 7 часов до 10 минут непосредственно в роддоме.
Самое главное — это, конечно, обеспечение нужного потока электронных документов внутри самой системы. И тут поможет запрет на запрос любых сведений от граждан дважды — если какая-то информация уже есть в государственных органах, то ее запрещено запрашивать дополнительно.
Вообще, конечно, от увеличения количества данных в мире качество принятия решений автоматически не становится более рациональным, так как личностный фактор сохраняется. Но тем, кто хочет принимать обоснованные решения, все эти big data (большие и очень большие данные) помогают.
Кстати, не всегда для улучшения качества услуг или степени удовлетворенности ими граждан нужны электронные инструменты. Вот пример из Македонии: после потока жалоб на один государственный сервис, где, по мнению граждан, госслужащие не работали, а исключительно пили кофе, двери в их кабинеты поменяли на прозрачные. После этого и чиновники стали работать получше («за стеклом»-то), и ожидающие в очереди успокаивались, видя, что внутри не только кофе пьют, но и действительно что-то делают.
Конечно, для создания новых приложений нужны не только прозрачные двери, но и одна очень важная вещи — открытые данные. Только на основании открытых и, что немаловажно, оцифрованных данных можно говорить о каком-то участии гражданского общества и в мониторинге, и в инновационном редактировании государственных сервисов.
Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения». |
Обсудим?