Белорусские электробусы Vitovt готовятся выехать на улицы Минска

Но при нынешних ценах на электроэнергию электробус не окупится даже за десять лет.

Первые белорусские электробусы появятся на улицах Минска в декабре этого года. Naviny.by побывали на производстве и узнали подробности об этом новом для наших дорог виде пассажирского транспорта.

Электробусы выпускают на предприятии «Белкоммунмаш» — одном из крупнейших производителей городского электрического транспорта в странах СНГ.

«Было понятно, что рано или поздно в свете того, что на наших улицах постоянно растет количество транспорта, троллейбус будет иметь проблемы, потому что привязан к контактной сети. В случае поломки самой сети либо возникновения аварии на дороге он не может дальше двигаться. Из-за этого пассажиры не могут добраться до места назначения. Выход был в том, чтобы делать транспортное средство, которое останется экологически чистым, но не будет иметь тех отрицательных свойств, которые имеет троллейбус. И мы увидели, что необходимо развивать электробусы», — рассказывает директор — главный конструктор научно-технического производственного центра «Белкоммунмаш» Олег Быцко.

Олег Быцко

Принцип работы электробуса практически ничем не отличается от троллейбуса. Оба вида транспорта работают от электроэнергии. Только в троллейбусе электроэнергия поступает от контактной сети, а в электробусе — от установленного на борту накопителя.

«Белкоммунмаш» использует китайские накопители компании «Чэнду Синьджу», которые по-другому называются суперконденсаторами. Они заряжаются в течение 6 минут и позволяют электробусу проехать около 12 километров.

«На конечных остановках будет оборудован специальный зарядный пункт, к которому будет подъезжать электробус, подымать токоприемник, расположенный на крыше, соединяться с контактами, расположенными на этом зарядом пункте, заряжаться шесть минут, опускать токоприемник и ехать на маршрут. В уверенном режиме электробус сможет проехать 12 километров», — объясняет директор — главный конструктор НТПЦ «Белкоммунмаш».

На данный момент предприятие выпускает две модели электробуса: E420 Vitovt Electro на 90 пассажиров и сочлененный E433 Vitovt Max Electro на 153 пассажира, скорость которых может достигать 60 км/ч.

Олег Быцко не называет стоимость электробуса, но говорит, что по сравнению с троллейбусом он более выгоден.

«Электробус дороже, чем троллейбус, если брать только цену приобретения, но если брать цену владения троллейбусным или электробусным маршрутом, то в том виде, который мы предлагаем, электробус экономически более эффективен, чем троллейбус, в течение срока службы», — поясняет Олег Быцко.

При этом он признается, что при нынешних ценах на электроэнергию электробус не окупится за время эксплуатации, срок которой составляет 10 лет.

«Исходя из стоимости электроэнергии и стоимости дизтоплива, то у нас пока не окупится. В Польше и Литве окупится, потому что там электроэнергия дешевле, чем у нас, а дизтопливо дороже», — отмечает директор — главный конструктор НТПЦ «Белкоммунмаш».

 

 

 

 

Сейчас предприятие занимается производством 20 электробусов по контракту с «Минсктранс».

«В рамках этого контракта два электробуса должны начать тестовую эксплуатацию до нового года, еще восемнадцать — до 1 марта следующего года. И уже в нормальном режиме маршрут, а может быть даже два, начнут функционировать весной следующего года», — рассказывает Олег Быцко.

Первые электробусы желтого цвета начнут ходить в тестовом режиме по маршруту троллейбуса № 59 в декабре этого года.

«Время покажет, перейдем ли мы скоро на электробусы, но первый шаг уже сделан. И как говорят китайцы, любой великий поход начинается с малого шага», — отмечает директор — главный конструктор НТПЦ «Белкоммунмаш».

 

 

Фото и видео Сергея Сацюка