Спрос на работников увеличился, но найти работу проще не станет

В 2017 году компании продолжат экономить и сокращать затраты, а не открывать новые вакансии.

Спрос на рабочую силу, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, повысился. Однако это не означает ни усиления активности бизнеса, ни того, что белорусам стало проще искать работу.

На конец сентября 2016 года в республиканском банке было 36,4 тысячи вакансий, что на 32,2% больше, чем год назад. Самая большая потребность — в рабочих (56,3%).

По данным Министерства труда и соцзащиты, численность безработных на 1 октября 2016 года составила 40,3 тысячи, что на 7,9% меньше, чем на 1 октября 2015 г.

Минтруда делает вывод, что «коэффициент напряженности на рынке труда республики снизился с 1,6 на 1 октября 2015 г. до 1,1 безработных на одну вакансию на 1 октября 2016 г.».

Снижение напряженности на рынке труда могло бы расцениваться как положительная тенденция, если бы не некоторые обстоятельства. В экономике Беларуси в октябре 2016 года было занято 4 млн 392,7 тыс. человек, а в октябре 2015-го — 4 млн 476,5 тыс., то есть количество работников за год снизилось на 83,8 тысячи.

 

Почему не растет число безработных?

Казалось бы, на этом фоне численность безработных должна увеличиваться, однако в Беларуси происходит обратный процесс. Не исключено, что это связано с такими явлениями, как неполная занятость и скрытая безработица.

Государственный прогноз предполагает, что к концу текущей пятилетки уровень зарегистрированной безработицы не должен превысить 2%. Сейчас этот показатель, по подсчетам Минтруда, колеблется в районе 1%. Однако по методике Международной организации труда безработица в Беларуси уже выросла до 4-5%.

Есть и еще одна проблема, которая в ближайшей перспективе может повлиять на уровень безработицы — избыточная численность работников на многих предприятиях.

По данным Минтруда, избыточная численность работников сегодня составляет около 5%, а по оценке Евразийского банка развития — около 20%. Иными словами, каждый пятый работник на белорусских предприятиях — лишний.

 

Бизнес-активность не увеличилась

Означает ли снижение напряженности на рынке труда улучшение ситуации на производстве и усиление бизнес-активности?

«Происходящее не стоит связывать с усилением бизнес-активности в Беларуси и улучшением ситуации на рынке труда. Компании продолжают фокусироваться на своей эффективности, адаптируют стратегию, меняют бизнес-модели, и, соответственно, возникает потребность в замене персонала под новые реалии либо поиске более компетентного, либо результативного персонала», — считает эксперт консалтинговой компании «Здесь и сейчас» Ольга Надточаева.

Она отметила положительную динамику на рынке вакансий осенью 2016 года по сравнению с соответствующим периодом 2015 года и сниженную активность работодателей в отношении открытия новых вакансий и создания новых рабочих мест.

Эксперт отмечает, что количество резюме в 2016 году стало прирастать меньшими темпами, однако и существенного прироста количества вакансий в этот период не зафиксировано.

Активизировались пассивные соискатели в надежде найти более выгодные финансовые условия по оплате для себя. Сегодня, сказала эксперт, «люди уже не согласны на любую работу, они ищут более выгодные условия, но находят не всегда».

И все же Ольга Надточаева отмечает, что ситуация на рынке труда Беларуси в 2016 году оставалась относительно стабильной, спокойной, без существенных потрясений в виде массовых сокращений и ощутимого роста реальной безработицы.

 

Удастся ли удержать баланс в следующем году?

«Предпосылок для роста белорусской экономики пока не видно. Экономический спад, который за первые три квартала 2016 года составил 2,9%, стал закономерным следствием ситуации на микроуровне. Промышленники, строители, представители розничной торговли говорят сегодня в один голос о сложностях, которые переживает их бизнес», — отметила Ольга Надточаева.

Так, объем промышленного производства в январе-сентябре 2016 года оказался на 1,7% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В строительстве объем выполненных работ сократился в денежном выражении почти на 20%. Торговля (как оптовая, так и розничная) по итогам 9 месяцев также в минусе (оптовый товарооборот снизился на 9,9%, розничный сократился на 3,1%).

«Ситуация в реальном секторе экономики свидетельствует, что рассчитывать на быстрое возобновление экономического роста в стране довольно сложно. Многие представители белорусского бизнеса сегодня заняты не столько развитием, сколько адаптацией и выживанием», — отметила Ольга Надточаева.

По ее мнению, прогноз на 2017 год не сулит быстрого улучшения ситуации для бизнеса, а значит, компании продолжат экономить и сокращать затраты, а не открывать новые вакансии.

«Бизнес будет выходить на рынок с новыми вакансиями в случае замены специалистов либо в связи с изменением должностных обязанностей сотрудника в результате оптимизации организационной структуры и ротации персонала внутри компании», — сказала эксперт.

В целом ситуация на рынке труда по-прежнему будет зависеть от экономической ситуации в стране и внешних факторов.

«Ни геополитическая ситуация, ни конъюнктура рынков не изменились в лучшую сторону за год. А рынок труда и зарплат — это абсорбент неблагоприятных внешних факторов», — считает Ольга Надточаева.

 

Будет ли проще найти работу?

Эксперт считает, что если сравнивать ситуацию с 2015 годом, то да. В 2015 году резюме было в десять раз больше, чем вакансий. Сейчас на одну вакансию приходится шесть резюме.

«Будет хорошо, — сказала Ольга Надточаева, — если ситуация на рынке труда не пойдет по сценарию 2015 года, когда предприятия избавлялись от балласта. О том, что новые рабочие места появятся, мы вообще не говорим».

В любом случае тем, у кого мало опыта, работу будет найти сложно, так как преимущество останется за опытными кандидатами. А работодатель по-прежнему будет искать работника-универсала, который один заменит нескольких человек.

Ольга Надточаева подчеркнула, что речь идет о частном бизнесе. Исключить, что в стране появятся какие-то вакансии и рабочие места в госсекторе, нельзя.

Напомним, Александр Лукашенко в ежегодном послании к народу и парламенту 21 апреля заявил о необходимости «обратить внимание на эффективную занятость людей, и здесь не обойтись без оптимизации численности работников».

«На каждое сокращенное место должно быть создано новое, высокопроизводительное, — сказал он. — Если вдруг на МАЗе, БелАЗе происходит оптимизация и освобождается энное количество работников, этих людей должны перевести за руку через дорогу и трудоустроить на новом рабочем месте, а не выкидывать на улицу. Спрос за это будет в этом году жестокий».

Лукашенко напомнил о задании правительству и председателям облисполкомов создать в 2016 году 50 тысяч новых рабочих мест: «Это минимальное требование. Всего лишь 50 тысяч, даже не 100 тысяч и не миллион рабочих мест. А чтобы создать миллион рабочих мест, надо иметь миллиард! Мы реалисты, стоим на земле: нам надо 50 тысяч рабочих мест. Каждому задание доведено, выполняйте».

Однако новое рабочее место — это не стол со стулом в комнате поставить. Это дорого. Каждое новое рабочее место обходится в сумму порядка 20-30 тысяч долларов. Таким образом, на 50 тысяч рабочих мест необходим минимум миллиард долларов.