Инна Ромашевская. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Неизбежность или бег по кругу?

Инна РОМАШЕВСКАЯ

Инна РОМАШЕВСКАЯ

Эксперт в области государственного управления с 15-летним опытом работы в сфере международного развития, участник ряда проектов по исследованию модернизации государственной службы в постсоветских и бывших социалистических странах. Своей задачей видит содействие реформе государственного управления в Беларуси, а также расширение участия в этом процессе независимых экспертов. Руководитель исследований проекта BIPART (Белорусский институт реформы и трансформации. 

«Ошибки были неизбежны», — заявила заместитель министра по налогам и сборам Светлана Шевченко. Мертворожденный «закон о тунеядцах», то бишь декрет № 3 о предупреждении социального ижвиденчества, окончательно вырождается в фарс, а чиновники говорят о неких «неизбежных ошибках».

Замминистра оправдывается тем, что в составлении базы данных участвовали более «27 госорганов и более 82 тысяч организаций» — мол, при таких колоссальных усилиях нет-нет да и вкрадется ошибка, «посчитают не того» — даже официально признали, что требования на уплату тунеядского штрафа приходили и солдатам-«срочникам», и женщинам-«декретницам»...

Для чего же все эти непомерные усилия? Двадцать семь госорганов, зачастую не имеющих ни полномочий, ни квалификации для того, чтобы причислять или не причислять человека к тунеядцам (вроде Министерства культуры, которое с какого-то перепугу взялось определять, является ли человек деятелем культуры или нет), тратят живые реальные народные деньги на проблему, которую сами же и придумали.

Кто дал им полномочия пускать на ветер бюджетные средства, отрывать сто тысяч организаций от насущных дел и трепать нервы декретницам? Задались ли они в начале своей сейсмической по масштабам и уникальной по минимальности КПД деятельности простым вопросом — какую социальную проблему мы пытаемся решить таким образом?

Спорю, что нет. Ибо, если бы такой вопрос был задан, путем нехитрых размышлений и прикидок на уровне базовой арифметики можно было бы довольно быстро прийти к честному ответу — никакую.

По-хорошему, правительству следовало бы задать себе и следующий вопрос — это лучший способ потратить бюджетные деньги в интересах общества, для повышения благосостояния людей и стимулирования экономического роста?

Тут уж ответ был бы ясен любому чиновнику, даже горящему самым праведным гневом по поводу тунеядцев.

А поскольку честных вопросов наше правительство себе не задает и честных ответов на них не дает, оно обречено бегать по кругу, наступая на одни и те же грабли, может быть только разных цветов.

А если наше государство так уже волнует то, что, по разным оценкам, от пятисот тысяч до полутора миллиона человек занято в «серой» экономике, так для исправления этой ситуации существуют понятные, прозрачные и проверенные инструменты.

Например, реальные, а не бутафорские программы развития приграничных регионов, жители которых от безысходности занимаются контрабандой сигарет. Создание льготных условий для тех, кто начинает свое дело. И так далее, и тому подобное, опробованное в тысячах вариаций по всему миру и описанное в многочисленных кейсах.

Хотя на месте наших чиновников их коллеги в других странах тихо бы радовались, что народ как-то зарабатывает копейку и ничего не требует от государства — другой народ бы уже стоял с пустыми кастрюлями (а то и с другими предметами) у Дома правительства. 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».