Бизнес на здоровье. У государства денег не хватает, а частнику невыгодно

Частный бизнес охотнее бы шел в здравоохранение, если бы не дискриминационные условия, менять которые государство не хочет.

Бизнес неохотно вкладывает деньги в здравоохранение, а государство может обеспечить лишь минимальные стандарты финансирования. Как привлечь инвесторов в эту сферу, обсуждали на круглом столе «Системы здравоохранения Беларуси и Германии: опыт функционирования и перспективы развития».

 

Бюджетное финансирование падает

Как сообщил заместитель министра здравоохранения Вячеслав Шило, на финансирование здравоохранения в последние несколько лет стабильно выделяется около 4% ВВП. Это позволяет выполнять социальные стандарты. Однако, отметил замминистра, «система здравоохранения не должна оставаться на месте, а должна развиваться при сохранении доступности».

Несмотря на стремление государства сохранить уровень поддержки социальной сферы, в пересчете на доллары финансирование здравоохранения Беларуси снижается, сообщил почетный председатель правления Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского Георгий Бадей.

По его информации, расходы на здравоохранение в пересчете на доллары в 2015 году упали по сравнению с 2014 годом на 25%.

В расчете на душу населения расходы консолидированного бюджета на медицину в 2015 году составили 256 долларов. «Это в три-четыре раза ниже, чем в странах Прибалтики», — отметил Бадей.

Для улучшения финансирования сферы здравоохранения он считает необходимым более активное развитие частного бизнеса и поиск различных внебюджетных источников финансирования.

Как отметил Георгий Бадей, доля малого и среднего бизнеса в ВВП Беларуси увеличилась с 20% в 2010 году до 25% в 2015-м. При этом руководство страны поставило задачу довести долю малого и среднего бизнеса в ВВП до 40%. Чтобы добиться таких результатов, необходимо «много поработать как государству, так и обществу в целом».

Особое внимание необходимо, по мнению Бадея, сосредоточить на развитии частной инициативы в социальной сфере, в которой доля малого и среднего бизнеса невелика. Например, в здравоохранении в малом и среднем бизнесе в 2015 году было занято 4,5% от общей численности работников этой сферы, объем оказанных услуг составил 6%.

Между тем, отметила директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского Жанна Тарасевич, «перспективы увеличения расходов государства на здравоохранение не радужные, из-за продолжающейся рецессии и стагнации экономики, прежде всего».

Она напомнила, что в прошлой пятилетке среднегодовой прирост ВВП Беларуси составил 1,1%, а программа социально-экономического развития на 2016-2020 год предусматривает прирост ВВП на 2,3-2,8%. «Это еще надо выполнить, так как за 9 месяцев у нас нет прироста, а есть минус 2,9%», — сказала Тарасевич.

Она также отметила, что увеличение расходов государства на социальную сферу не всегда оказывает положительное влияние на экономику. По данным Всемирного банка, в странах, где размер расходов бюджета на социальную сферу составляет 35-40% от ВВП (к ним относится и Беларусь), увеличение государственных расходов на один процентный пункт в год ведет к сокращению экономического роста за этот период на 0,3-0,4%.

Поэтому «именно частные инвестиции, включая иностранные, могут стать источником развития социальной сферы в будущем».

Однако анализ инвестиционной активности показывает, что объем инвестиций в здравоохранение в 2015 году составил 5,4 трлн «старых» рублей — это 2,6% от общего объема инвестиций. На долю иностранных инвестиций в системе здравоохранения в 2015 году пришлось 0,05% от их общего объема.

«Этот показатель демонстрирует инвестиционную непривлекательность делового климата Беларуси», — сказала Тарасевич.

 

Кто тянет одеяло на себя

Развитие частного бизнеса в сфере здравоохранения сдерживает ненадлежащий уровень неприкосновенности частной собственности в стране и неравные с госорганизациями условия хозяйствования, заявила Жанна Тарасевич.

Например, частные медцентры должны получать лицензию, а государственные, даже если они оказывают платные услуги, — нет. Тарасевич констатировала также «высокий уровень фискальной нагрузки на частный бизнес, чрезмерно высокую роль государства и всевластие контролирующих органов».

Ситуация неравенства усугубляется тем, что частные центры имеют право принимать на работу медиков только с квалификационной категорией. Это означает, что пять лет после окончания учебного заведения и врачи, и медсестры должны отработать в государственном учреждении здравоохранения.

«В результате новых правил в 2016 году сформировалась сумасшедшая нехватка кадров в частной стоматологии. В регионах особенно остро стоит вопрос с кадрами, а частным центрам их негде брать», — отметил врач-стоматолог, член ассоциации стоматологических организаций Илья Ермалкевич. Он готов брать ответственность за молодых специалистов, но ему не позволяют.

Возникает также вопрос, почему государство создало такие условия, когда в частных медцентрах работают только опытные, а в государственных сосредоточены молодые специалисты. Как это согласуется с гарантируемым качеством оказания медпомощи?

По словам заместителя министра Вячеслава Шило, Минздрав исходит из того, что система подготовки и переподготовки есть только в госучреждениях здравоохранения. Там есть ответственные лица, согласованные планы, есть должный контроль. «Эта система отсутствует в частных учреждениях», — сказал замминистра.

«Это ответственная сфера. Мировой опыт свидетельствует, что система подготовки кадров длительная. Например, в Германии только пять лет работы дают право на частную практику. За это время человек набирается опыта и может приступить к самостоятельной работе. Таковы правила игры, и они обоснованы», — заключил замминистра.

Однако президент Федеральной врачебной палаты и Германского врачебного конгресса Франк Ульрих Монтгомери отметил, что в Германии врач может пройти повышение квалификации как в частных, так и государственных учреждениях здравоохранения. В этой стране не делят учреждения по принципу собственности в части требований к ним.

У нас же одни противопоставляются другим. Вот и бывший депутат, теперь проректор Белорусского государственного медицинского университета по лечебной работе Светлана Шилова отметила, что для равенства государственных и частных клиник необходимо, чтобы цены там были одинаковые: «Нельзя одеяло тянуть только на свои предприятия, надо думать о стране».

«Думаю, что частные центры были бы рады сделать такие же цены на платные услуги, как в государственных учреждениях здравоохранения, — парировала Жанна Тарасевич. — При условии, что они, как и государственные, будут получать бесплатно оборудование, платить по таким же тарифам за энергоресурсы и так далее. Если всё это просчитать, будут цены ниже в разы. Поэтому мы за равные условия хозяйствования, и тогда никто не будет тянуть одеяло на себя».

Для улучшения ситуации в Беларуси необходимо упростить лицензирование, а, возможно, отказаться от некоторых его видов, считает Тарасевич. Кроме того, необходимо отменить государственное регулирование цен на диагностические и стоматологические услуги.

В настоящее время из-за существования предельных тарифов и рентабельности на эти услуги, окупаемость нового бизнеса составляет более 20 лет. «При таких условиях привлекательность для инвесторов останется низкой», — отметила Тарасевич.

«Наш союз намерен и впредь инициировать перед правительством принятие мер по снижению фискальной нагрузки на бизнес как одно из важнейших условий для устойчивого развития», — подытожила Тарасевич.