Как остановить произвол милиции? Сделать «Шаг к закону»

В сегодняшних политических условиях изменить правоохранительную систему очень сложно, так как она подчиняется лишь одному человеку.

В Минске учреждена гражданская инициатива «Шаг к закону» по содействию реформе органов следствия, прокуратуры, судов и пенитенциарной системы.

Акция против насилия в отношении граждан со стороны сотрудников милиции около здания Верховного суда в Минске, 30 января 2016 г.

Необходимость создания такой инициативы продиктована невозможностью «мириться далее с недопустимой ситуацией в органах внутренних дел, прокуратуры, следствия, судов и системы исполнения наказаний», отметил на организационном собрании 21 декабря профессор права, бывший судья Конституционного суда Михаил Пастухов. По его мнению, необходима незамедлительная реформа вышеупомянутых органов.

В заявлении об учреждении инициативы отмечается: «Мы, представители гражданского общества, оценив многочисленные факты произвола и беззакония в деятельности внутренних дел предварительного следствия, судов и учреждениях пенитенциарной системы, считаем необходимым учредить гражданскую инициативу «Шаг к закону».

Заявление подписали Михаил Пастухов, правозащитник Олег Волчек, политик, спикер Верховного Совета 12-го созыва Мечислав Гриб, общественный активист, член Объединенной гражданской партии Ольга Майорова, предприниматель, бывший политзаключенный Николай Автухович, общественная активистка Анна Шапутько и другие.

Свою деятельность инициатива планирует осуществлять путем информирования общественности о проблемах, проведения круглых столов и семинаров, экспертной деятельности и подготовки концептуальных документов.

 

В сегодняшних политических условиях правоохранительную систему изменить очень сложно

Генерал-лейтенант милиции в отставке Мечислав Гриб уверен — при сегодняшних политических условиях правоохранительную систему изменить очень сложно, так как система подчиняется, как во всех авторитарных режимах, одному человеку.

И это создает предпосылки для того, чтобы сотрудники правоохранительных органов чувствовали вседозволенность, свидетельством чему являются многочисленные в последнее время факты милицейского беспредела.

Милиция работает по принципу — чем меньше преступлений совершено, тем лучше, отметил Мечислав Гриб. А если на этом фоне растет раскрываемость, то и карьеры идут вверх, звезд на погонах становится больше: «Однако именно в этом корень проблемы — так порождается фальсификация. По многим обращениям в милиции не принимают заявления, не все преступления регистрируются».

Каждый, даже самый маленький милицейский начальник отвечает за дисциплину и правонарушения подчиненных, обратил внимание Гриб: «Плохо для него, если дисциплина плохая — премии нет, роста нет. В результате честь мундира заключается в том, чтобы прятать, скрывать проблемы и правонарушения».

«Если не изживем такие подходы, никакая реформа не поможет», — уверен бывший сотрудник милиции с более чем 30 летним опытом службы.

Мечислав Гриб считает, что в Беларуси необходимо ввести международные правила регистрации заявлений, использовать лучший международный опыта при оценки службы сотрудников правоохранительных органов, а также ограничить практику, когда дела строятся на свидетельских показаниях милиционеров: «Мы таким образом спасем невиновных и самих милиционеров от «необходимости» лгать, попадая при этом в порочный круг».

Заместитель председателя Объединенной гражданской партии Николай Козлов, также много лет поработавший в системе МВД, констатировал закрытость системы для общественности и падение авторитета милиции:

«В милиции шутят — к нам приходят по объявлению. Здоров и был в армии — можешь работать в милиции и быть хозяином от столба до столба. Атмосфера в МВД дает возможность так думать. А безнаказанность ситуацию только усугубляет».

Козлов считает, что милиция только тогда будет уважаема в обществе, когда произойдет люстрация, а сотрудники МВД, нарушавшие закон, будут привлечены к ответственности: «Иначе невозможно движение вперед».

Не является независимой структурой в современной Беларуси и Следственный комитет, отметил Олег Волчек. Для изменения ситуации он считает необходимым изменить систему назначения руководства, а также ввести практику обязательного реагирования СК на информацию в СМИ, а также в устных заявлениях граждан о нарушениях законодательства.

В качестве образца для реформирования Волчек предлагает украинский вариант, но с оговоркой: «Там проблема в том, что сохранилась клановость, потому что не прошла люстрация. В Беларуси надо будет люстрацию в органах провести».

 

Из 1200 судей — 800 женщины

«Суды утратили свое предназначение и не имеют никакой независимости», — говорит Михаил Пастухов, отметив, что из 1200 белорусских судей — 800 женщины. «И это не тот случай, когда надо радоваться гендерному равенству, ведь судьи очень зависимы, — говорит он. — Глава государства назначает и освобождает их от работы, когда как должна быть выборность, на высшем уровне особенно».

Виктор Белякин, более двадцати лет проработавший в судебной системе, отметил, что и современный белоруски суд может быть справедливым, если судья сделает работу добросовестно, но «половина судей так не поступает», потому что судьи зависимы, боятся потерять свое положение и статус, что дает им определенные материальные и бытовые блага. И если и далее они будут зависеть от исполнительной власти, «нет разницы, выбирают их или нет».

Михаил Пастухов добавил: «Недоумение и позор — народные заседатели. Их надо упразднить, а ввести суд присяжных заседателей по ряду категорий дел. Это единственный способ привлечь народ к правосудию. Хозсуды должны быть восстановлены. Для независимости судов от местной власти необходимы судебные округа, которые не будут совпадать с административными».

 

«Без общественного контроля права человека будут и далее нарушаться»

Наконец, одно из самых больных мест — пенитенциарная система. Мечислав Гриб считает, что система исполнения наказаний должна быть выведена из системы МВД.

Василий Завадский, который работал врачом и начальником медслужбы, отметил, что как пытки можно расценивать в некоторых случаях содержание заключенных в СИЗО. В результате многие арестованные делают все, чтобы побыстрее оказаться в колонии.

«Какие задачи стоят перед структурой исполнения наказаний? — задается вопросом Завадский. — Чтобы было тихо и не было ЧП. Поэтому нет общественного контроля, а жалобы не выпускаются из системы. Визит Давыдько и Дорофеевой таковым назвать нельзя. Без общественного контроля права человека будут и далее нарушаться».

Такого же мнения придерживается и Николай Автухович, лично хорошо знакомый со всеми «прелестями» белорусской зоны. Он уверен — система исполнения наказаний в Беларуси отдельное государство. Сам он прошел через голодовки, пытаясь отстаивать достоинство и права, изо дня в день видел нарушения закона. Видел, как служащие и приближенные к ним зарабатывали деньги на осужденных, как лишали осужденных свиданий, посылок и как за определенную плату все это возвращали.

«Когда спрашиваешь, как такое возможно, ответ один — это традиция, так происходит испокон веков. Редчайший случай — доведение до суда проблемы осужденного, как это было со мной. Обычному осужденному невозможно ни надеяться на помощь адвоката, ни даже на письма, если он надумает жаловаться», — сказал Автухович.

Он также отметил, что многие, освободившись, через некоторое время начинают думать, как вернуться на зону — потому что система исполнения наказаний не выполняет функцию исправления, хотя люди годами сидят в исправительных колониях.

«Как-то так выходит, что очень многих разводят без их ведома, лишают жилья. В заключении они не смогли ничего заработать, там 60 рублей в месяц — хорошая зарплата, потому что работа дешевая, а за содержание высчитывают. Что остается на свободе? Голодать или красть и грабить. Иначе делать нечего», — отметил Николай Автухович.

Он не верит в скорые перемены в системе, но считает, что надо хоть что-нибудь делать для того, чтобы те, кто у власти — в милиции, СК и системе исполнения наказаний — «боялись нарушать закон, позорить свои семьи».

Пока же инициатива «Шаг к закону» обратилась к гражданам Беларуси. В обращении говорится, что в стране «сложилась катастрофическая ситуация в сфере соблюдения прав и свобод граждан».

«В условиях авторитарной системы правления сохранилась сталинская репрессивная система, не позволяющая развиваться нашему обществу как европейскому, цивилизованному, ставящему во главу угла интересы личности. Это противоречит принципу, провозглашенному в ст. 2 Конституции Республики Беларусь», — отмечается в обращении.

Для изменения ситуации гражданская инициатива «Шаг к закону» считает необходимым в первую очередь ввести в Беларуси институт уполномоченного по правам человека.

Гражданская инициатива предлагает начать общественный диалог по данному вопросу и создать рабочую группу с участием всех заинтересованных сторон для создания соответствующего проекта закона.

 

 


  • Людмила Валентин Самусенко( Панюкова)
    "Системы" есть, но они--системы -инвалиды, подрывающие авторитет и главы государства , и всей власти! Наберите "Правовое хулиганство и волокита" В.О. Сукало. Вы прочтёте признание Председателя Верховного Суда. Невозможно сохранить хоть какое-то уважение к гос. системе после столкновения с реальностью. И это даже в гражданских делах. Мы часами в парламенте доказывали о необходимости дать нам возможность выходить на международные суды, но поняли,что на "тёплых" местах мозги автоматически разжижаются!