Александр Федута. НАБЛЮДЕНИЕ. Что тебе подарить, человек мой дорогой?

Александр ФЕДУТА

Александр ФЕДУТА

Часть белорусской оппозиции с 1995 года. Кандидат филологических наук. Литературный и политически критик. Виноват во всем.

Давно я не чувствовал такой неловкости за наши протокольные службы. В последний раз было — когда сын президента (а, фактически, сам президент, ибо не мальчик ведь подарок выбирал, верно?) подарил папе римскому Бенедикту XVI букварь на русском языке.

Дело не в языке. Просто папа Бенедикт, еще будучи кардиналом Йозефом Ратцингером, прославился как выдающийся интеллектуал, теолог мирового уровня, историк религиозной мысли, комментатор сложнейших философских средневековых текстов. Подарить ему букварь — это намекнуть на что? Мол, ваши, Ваше Святейшество, итальянский, английский, испанский, разговорная латынь, а заодно древнегреческий и иврит — такая мелочь в сравнении с русским языком, что уж давайте, учите матчасть!

Ну, ребенку — простительно (особенно, если бы речь шла о родном языке не самой многочисленной европейской страны, куда папу приглашали нанести визит, — был бы намек на то, что несколько слов на родном языке наш народ будет рад услышать). Но вот протокольным службам — точно минус ставить нужно.

Вот и сейчас — то же самое.

На телеэкране — Леонид Кучма и Александр Лукашенко.

 

 

Кучма дарит хозяину роскошно изданный том Никколо Макиавелли, великого политического мыслителя, автора классического труда «Государь» — об умении лавировать, находить союзников, расправляться с врагами, соединять государство в единое целое. Столько веков прошло, а книгу секретаря Флорентийской республики продолжают переводить, издавать, цитировать, с ним соглашаются и его оспаривают. «Учебник правителей».

Кучма, сумевший просидеть в своем кресле два с половиной срока, выйти из власти мирно, сохранив уважение значительной части украинцев (особенно в сравнении с последовавшими за ним «государями»), автор ставшего классическим мемуарно-политического манифеста «Украина — не Россия», сделал достойный подарок. Вне зависимости от того, будет читать эту книгу Лукашенко или нет, — достойный. Символический.

Белорусский президент подарил уважаемому им (кроме шуток!) человеку игрушку. Петуха. Мол, год Петуха грядет, так вы уж потопчитесь и покукарекайте, Леонид Данилович.

Брезгливая улыбка старого украинского политика была ответом.

Каков глава государства, такова у него, простите, и служба протокола. Но за двадцать с лишним лет можно и научиться чему-нибудь. Петуха, конечно, может подарить директор совхоза «Городец» — но тоже не генеральному директору «Южмаша». А тут — президент делает подарок бывшему президенту…

Помнится, подобными подарками у нас некоторое время отличались при профессоре Шушкевиче, пытавшемся подарить генеральному директору крупнейшего немецкого концерна соломенную лошадь. Тогдашние протокольщики даже не удосужились уточнить, что «соломенная лошадь» — идиома, означающая в некоторых германских землях идиота.

Интересно, какие понятия закреплены в Украине (ну, хотя бы, в области, именуемой ныне Днепровской, где значительную часть жизни провел Леонид Данилович Кучма) за словом «петух»?

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

 

 


  • "Брезгливая улыбка старого украинского политика была ответом". Вообще-то, чужое выражение лица - дело весьма субъективное и зависит от личной приязни. И Федута, насколько я понимаю, не является многолетним конфидентом Кучмы, чтобы знать все оттенки выражений евонного лица. "Интересно, какие понятия закреплены в Украине (ну, хотя бы, в области, именуемой ныне Днепровской, где значительную часть жизни провел Леонид Данилович Кучма) за словом «петух»?" Ну вот, претендуем на интеллигентность, но без уголовных понятий никуда, что особенно странно, когда призывают вернуться к истокам и припасть к корням, чтобы не стать жертвой агрессии с Востока. То, что раньше, например, изображение петуха помещалось на крышу дома в качестве оберега мы не знаем, зато чувствуется владение специфической лексикой.
  • То, что раньше, например, изображение петуха помещалось на крышу дома в качестве оберега мы не знаем, зато чувствуется владение специфической лексикой. === === Угу... То, что раньше, 22 года подряд, например, изображение Президента помещалось на стены чиновных кабинетов мы знаем, зато чувствовалось нарастающее владение ненормативной лексикой тех, кому до интерьера чиновных кабинетов не было никакого дела.
  • Олена Олегівна
    Совсем не ясно, почему сыр беларусского президента дарит кому-то букварь чужого языка. Недосмотр еще круче, чем описанный в статье
  • Александр, не стоит даже кандидату филологических наук, литературному и политическому критику вроде Вас хулить себя. Будьте выше этого. Не для Вас такие дела. Прочитав Ваше крохотное резюме к статье: оппозиционер с 1995 года (заслуженный ?), Ваше согласие на виновности во всем (безусловное ?)... В советское время партийный стаж считался, коммунист с ... года, а сейчас оппозиционер с ... года? Я себя например оппозиционером никогда не считал. Право, слово какое-то противное. Я просто обыкновенный человек без оппозиционных наклонностей, в конце 80-х по мере своих способностей, когда был на берегу с женой и малолетними детьми делали что могли, для обретения независимости Эстонии. Участвовали в так называемой "Балтийской цепи". Стояли несмотря на всевозможные угрозы. Участвовали в других мероприятиях. Но я никогда не был оппозиционером! По поводу подарков. Люблю и много кому дарил и дарю. Причем подарки бывают очень приличные (в прошлом году племянику на свадьбу подарил 2-х комнатную квартиру в Минске). О детях и внуках вообще не говорю. И это не просто ритуал ... В разных странах на вроде бы нормальные подарки, в нашем понимании, смотрят по разному. Первый раз можно оконфузиться. Ну а по поводу подарка г-на лукашенко. Владимир Семёнович ведь писал: Но, если туп, как дерево - родишься баобабом И будешь баобабом тыщу лет, пока помрешь. Фамилию лукашенко намеренно пишу с маленькой буквы. Уважения к этой особи вроде-бы мужского пола совершенно нет.