От кого будет зависеть экономика Беларуси в 2017 году

Экономическая политика белорусских властей в 2017 году по-прежнему будет определяться внешними факторами, от них же будет зависеть и вероятность реформ. Такое мнение высказали БелаПАН эксперты, прогнозируя ситуацию в экономике в наступившем году.

Коллаж с сайта liberty-belarus.info

«Предугадывать мысли и намерения властей сложно, однако пока все надежды на изменение экономической политики», — считает эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Екатерина Борнукова. По ее словам, это могут быть вынужденные реформы — например сокращение льготного кредитования из-за нехватки бюджетных средств.

Обращения властей к политике прежних лет в новом году возможны, но маловероятны, считает Борнукова «Скажем, если власти всерьез решат поднять зарплаты до 500 долларов, придется пожертвовать жесткой и независимой монетарной политикой Нацбанка», — полагает она.

Борнукова не ожидает решительных шагов в области реформирования госсектора, как того требует Международный валютный фонд, у которого Минск просит новый кредит.

«На мой взгляд, главный камень преткновения в переговорах с МВФ — госсектор. Пока нет понимания, что без существенной его реструктуризации нас ждет еще пару лет рецессии. Тут я не ожидаю решительных шагов в 2017 году», — добавила она.

При этом эксперт не сомневается, что требования МВФ повысить тарифы на жилищно-коммунальные услуги будут выполняться.

«Повышение тарифов на услуги ЖКХ прописано в бюджете, и правительство еще до озвучивания требований МВФ заявляло о намерениях довести возмещение затрат до 100% к концу 2018 года», — напомнила Борнукова.

Единственным направлением экономической политики властей, «с которым все более-менее ясно», представитель BEROC назвала изменения деловой среды.

«На снижение налогов рассчитывать не приходится, на равные условия хозяйствования с госсектором для частников пока тоже надежды нет. Но вот количество проверок и контрольных мероприятий будет, скорее всего, снижаться», — считает она.

Что касается приватизации, то Борнукова уверена: в наступившем году ожидать оживления процессов в этой сфере не стоит.

«Основная предпосылка для приватизации — сложное финансовое состояние госпредприятий и госбюджета. Проблема в том, что в этой ситуации желающих купить активы тоже не так много. Возможно, ситуация вынудит пойти на приватизацию малых и средних государственных предприятий или же на продажу доли какого-то крупного госпредприятия российской стороне. Возможны также варианты создания СП с иностранными инвесторами. Но оживления классической чистой приватизации пока не предвидится», — отмечает эксперт.

Эксперт дискуссионно-аналитического сообщества «Либеральный клуб» Антон Болточко считает изменения в экономической политике властей неизбежными, если разногласия между руководством Беларуси и России не решатся в ближайшее время.

«Впервые за последние годы нефтегазовый спор и торговые войны с Российской Федерацией не решаются в отведенный срок. Де-факто в экономическом плане 2016 год не заканчивается и плавно перетекает в следующий», — отметил эксперт.

По мнению Болточко, маркером перемен экономической политики может быть смена чиновников на руководящих постах в правительстве и Администрации президента.

«Кадровые перемены уже происходят, пока — с уклоном в социальную сферу. Связано это с падением уровня социальной защищенности граждан, безработицей. Но, по моему мнению, возможны новые назначения в Минэкономики, Минпроме. Да и нового помощника президента по экономике мы пока не видим», — заметил аналитик.

Говоря о вероятности структурных реформ в 2017 году, Болточко обратил внимание на то, что команда, ведущая переговоры о кредите с МВФ, надеется балансировать между требованиями фонда и реальными возможностями белорусской экономики.

«Вероятность реальных реформ прямо пропорциональна ухудшению ситуации в стране и сокращению экономической поддержки с Востока. Может быть, в правительстве большинство и согласно с требованиями МВФ, но президент может в последний момент не подписать письмо о намерениях — такова особенность персоналистских решений», — подчеркивает экономист.

Болточко обратил внимание на то, что за последний год в сфере регулирования бизнеса произошли определенные изменения. Этот тренд должен продолжиться, прогнозирует он.

«На законодательном уровне мы видим серьезные изменения. Я бы пожал руку сотрудникам министерств за инициативы и подвижки в области оценки регулирующего воздействия, в части сокращения административных процедур. Но к тому, что это оживит инвестиционную активность, я отношусь скептически. Бизнес, в том числе иностранный, пока не хочет верить в долгосрочный тренд улучшения как макроэкономических, так и институциональных условий», — добавил эксперт.

 


  • Kazys Strolys
    Страна почти полностью зависит от экономики России, А там в 1917 г. не намечается заметного улучшения. Так что рынок экспорта товаров - ненадежен. И не ясна еще цена российского газа и нефти - выбора для белоруссов нет..
  • Kazys Strolys
    Прошу прощения - в 2017 г.
  • В статье пишется: "«Кадровые перемены уже происходят, пока — с уклоном в социальную сферу. Связано это с падением уровня социальной защищенности граждан, безработицей. Но, по моему мнению, возможны новые назначения в Минэкономики, Минпроме. Да и нового помощника президента по экономике мы пока не видим», — заметил аналитик." -- Трахание правительства также проводится с целью усиления послушности, усердия решения нужного вопроса и переранжирования группировки подпервых право-левых лиц.