Курейчик — Кобякову: надо менять отношение чиновников к отечественному кино

Режиссер Андрей Курейчик написал эмоциональные письма в Администрацию президента и Совет министров о сложностях с прокатом белорусского кино, которые, по его убеждению, создают чиновники Министерства культуры.

В письмах утверждается, что снятая им картина «Party-Zan фильм» столкнулась с дискриминационным отношением. По мнению Курейчика, директор департамента кинематографии Минкульта Ирина Белякова не только не помогает, но и активно мешает прокату белорусского кино.

Чтобы читатели могли ознакомиться с аргументами и претензиями кинорежиссера, приводим текст его письма премьер-министру Беларуси Андрею Кобякову.


 

Уважаемый Андрей Владимирович!

Меня зовут Андрей Владимирович Курейчик. Сегодня мне исполнилось 37 лет, из них 12 лет я профессионально занимаюсь кино и театром.

Мои пьесы поставлены в крупнейших театрах Беларуси, включая все три национальные сцены страны: Янки Купалы, Якуба Коласа и Максима Горького. Будучи молодым человеком, я работал с великими белорусскими режиссерами и актерами: Валерием Николаевичем Раевским, Ростиславом Ивановичем Янковским, Геннадием Михайловичем Гарбуком, Сергеем Борисовичем Журавлем и многими другими выдающимися деятелями белорусского театра.

Я своими текстами представлял нашу страну на подмостках МХТ им. Чехова, академических театров Пушкина, Маяковского в Москве, Леси Украинки в Киеве, десятках сцен в России, Украине, Казахстане, Армении, Польше, Австрии, Великобритании и США. 

В сфере кинематографа также есть чем гордиться: сценарии к 11 полнометражным фильмам и 8 сериалам, снимавшимся в России, Беларуси, Украине, Казахстане и Франции. Мои фильмы собрали более 75 миллионов долларов в прокате СНГ. Многие, как «Ёлки», «Любовь-морковь», «Юленька», стали рекордсменами по сборам и установили новые стандарты производства и проката для рынка СНГ.

Но много работая за рубежом, я всегда и везде говорил, что моей целью была работа в Беларуси и для Беларуси. Я белорусский драматург и режиссер. Я патриот своей страны. Я белорус.

Меня, как и Вас, всегда удручало и расстраивало современное состояние белорусского кинематографа. Уровень аферизма, дилетантизма, откровенного разгильдяйства, лжи и глупости в этой сфере — просто невозможный!

Некомпетентными чиновниками государство было втянуто в откровенные киноаферы: «Код Каина» и «С 8 марта, мужчины!». Потерянными оказались миллионы долларов государственных денег.

«С 8 марта, мужчины!» можно назвать эталонным «кидком» государства Беларусь. Удивительно, что до сих пор никто не понес ответственность за это очевидное преступление с прямым огромным экономическим ущербом. Когда детали этой аферы дойдут до общественности, мне кажется, будет возмущен каждый белорусский налогоплательщик.

К преступлениям добавляется откровенная глупость: зачем было обещать белорусам Егора Кончаловского, если очевидно было, что у страны нет возможности удовлетворить его огромные финансовые запросы? В результате проект «Следы на воде» фактически провален. Зачем было снимать дорогущие сериалы без понимания их дистрибуции? Но главный вопрос: зачем мешать тем, кто действительно старается своими силами возродить белорусский кинематограф и вернуть его в кинотеатры нашей страны?

Вам часто жалуются по поводу тех или иных проблем, которые создают людям нерадивые чиновники, которые забывают свое назначение — служить гражданам и создавать условия для развития экономики. И я — не исключение.

Это жалоба. Это крик души. Это искреннее обращение за помощью и справедливостью.

Сделайте что-нибудь с начальником департамента кинематографии Министерства культуры Ириной Беляковой! Это не чиновник — это катастрофа. Её назначение на должность было ошибкой — она не на своем месте. Первые её шаги показали, что она не понимает сути своей должности — оберегать, продвигать и помогать белорусскому кино.

Мы — маленькое творческое объединение. Мы снимаем в Беларуси зрительское кино. Наша идея проста: снимать о белорусах, для белорусов и силами только белорусов. Национальное кино в его чистейшем виде. За прошлый год гигантский «Беларусьфильм» представил только один фильм. А мы — два: «ГараШ» и «Party-Zan фильм». Мы обошли госконцерн и по сборам в кинотеатрах, и по зрительскому интересу. Оба фильма оказались самоокупаемыми и рентабельными. Это первые в истории независимой Беларуси полнометражные художественные фильмы, которые окупили себя в национальном прокате. При этом не было затрачено ни копейки государственных денег.

Хорошо это или плохо?

Впервые продюсирование в белорусском кино было осуществлено не в форме вытягивания денег у государства с последующим «распилом» и возвращением государству неликвидного продукта, не как субсидирование за госсчет российского кино, а как инвестирование средств с последующим их возвращением через хороший прокат.

Это достойно поддержки Министерства культуры?

Господин премьер-министр, я никогда и нигде не видел, чтобы чиновник Министерства культуры, отвечающий за развитие кино, сознательно вредил прокатной судьбе картины своей страны в условиях паралича отечественного кинопроизводства.

Я не видел, чтобы чиновник так открыто действовал во вред единственной национальной картине в угоду иностранным конкурентам, фактически блокируя импортозамещение (и это в сфере, где импорт составляет 97 процентов).

Я не мог представить, что чиновник, вместо создания максимально благоприятных условий для реализации белорусской продукции, будет фактически срывать прокат, нанося прямой финансовый ущерб национальным кинопроизводителям.

Мы закончили снимать «Party-Zan фильм» в конце сентября 2016 года. Фильм доделывался до самой премьеры в невероятные, почти невозможные сроки на пределе человеческих способностей. Последние правки вносились в последние дни и даже часы перед показами, исправлялись технические и творческие огрехи. Мы подали все документы в Минкульт в обозначенный законом срок, предупредив, что мы в процессе пост-продакшна. Получили прокатное удостоверение и спокойно готовились к прокату, технологически совершенствуя кино.

Ирина Белякова, заступив на должность, осуществила целый ряд атак на белорусское кино. Она выступала против белорусской картины в прессе, обвиняя в излишней рекламе нашего фильма. {…} Она заставила нас заново собрать весь пакет документов и снова нести картину в Минкульт на получение прокатного удостоверения. Нам пришлось показывать зрителям старую, урезанную, с техническими огрехами копию кинокартины, которая «соответствует» старому разрешению. Это была диверсия и против нас, и против зрителя! Нас буквально заставили прокатывать недоделанную версию фильма!

Она не брала телефон, не отвечала на звонки, «переключала» нас на разных сотрудников Минкульта, которые ничего не решали и только разводили руками… Она издевалась над белорусскими кинематографистами как могла, лишь бы минимизировать наши сборы, запугать кинотеатры, чтобы они меньше показывали белорусское кино, а даже когда показывали, чтобы зритель видел худшую версию белорусского кино!

Ей удалось отнять максимальное количество нашего времени и сил на тройное (!!!) получение этого прокатного удостоверения, а также нанести прямой финансовый ущерб. По нашим оценкам, мы недополучили примерно 40 процентов наших сборов из-за козней этого бюрократа. 

При этом наша комедия «Party-Zan фильм» показала прекрасные результаты на старте, лишь на 20 процентов уступив российской картине «Викинг» — главному новогоднему фильму России, с бюджетом в 20 миллионов долларов (в 500 раз больше, чем у нас), который выходил в гораздо большем количестве залов по всей стране. Но второй уикенд у нас «украл» Минкульт.

Куда ушли эти деньги? В карманы иностранных конкурентов! В валюту и за границу!

При этом возмущает несправедливое и тенденциозное отношение именно к белорусскому фильму в получении прокатного удостоверения!

Ни для кого не секрет, что прокатное удостоверение для проката носит абсолютно формальное значение и для иностранных фильмов делается за несколько часов. Никто никаких DVD никогда не носит. Нет в Минкульте ни одного DVD голливудской или российской картины! Просмотр осуществляется в день премьеры. А многие прокатные удостоверения делаются задним числом.

На показ белорусского фильма чиновники приходить отказываются! Трижды Ирина Белякова приглашалась прийти и посмотреть фильм на предпоказы и премьеры. Ни разу не пришла!

Мы, белорусские кинематографисты, не просим денег, не просим преференций (хотя 100-процентный импорт в кинотеатрах с последующим многомиллионным выводом валюты — это позор Минкульта), мы готовы сами искать бюджеты, снимать, конкурировать с иностранцами, прокатывать, реинвестировать деньги в новые фильмы — мы просим только одно, не мешать! Не создавать невыносимых условий и препон в интересах иностранцев! Просим объективного, честного и главное равного отношения к белорусским и иностранным фильмам! Неужели так сложно Минкульту — поддержать белорусское?

К огромному сожалению, многие эти вопросы сводятся к кадрам. Ирина Белякова, по моему мнению, — худший из госслужащих, которые занимались вопросами кино, за то время, которое я работаю в этой сфере. Более хамского, уничижительного, неуважительного отношения к людям, которые создают национальный кинематограф и по сути в одиночку бьются за то, чтобы прокатные деньги оставались в стране, я не видел.

И на прежнем месте работы Ирина Белякова показала себя с наихудшей стороны. Возглавляя Могилевский кинопрокат, она довела госпредприятие почти до банкротства. Бездумные предварительные валютные выплаты иностранцам за фильмы (Как можно было выплатить 750 тысяч российских рублей вперед за фильм «Агенты А.Н.К.Л»? А таких договоров были десятки (!!!) ежегодно), которые потом столько не собирали в Могилевской области, привели к огромным долгам и убыткам могилевского проката. Под ее руководством предприятие проиграло целый ряд судов дистрибуторам, и Могилевский кинопрокат до сих пор «расхлебывает» результаты ее руководства. А могилевский зритель лишился более 20 премьер! Все это красноречиво описано в письмах Могилевского областного исполнительного комитета по поводу ее работы, которые я прилагаю, и в решениях судов.

{…} В то же время ее отношение к белорусскому кино было крайне негативным. Могилевская область была единственным регионом Беларуси, где не показывался наш фильм «ГараШ». Ирина Белякова уже тогда отказала белорусскому кино в прокате. Не исключено, что с ее подачи только в Могилевской области в отличие от всех областей не показывают сейчас и «Party-Zan фильм».

Как человек, который так относится к белорусскому кино, может назначаться главой белорусской кинематографии?

Мы хотим дальше снимать и прокатывать белорусское кино, отвоевывать рынок у импорта. Мы просим поменять отношение чиновников Министерства культуры к отечественному кино. Просим, чтобы и иностранцы, и белорусы получали прокатное удостоверение одинаково: за один день в день премьеры. Чтобы чиновники не занимались черным пиаром, не гадили и не делали подлости в отношении белорусского кино. Не мешали, а помогали его максимальному распространению в кинотеатрах. Приходили на премьеры. Занимались популяризацией белорусских фильмов. При любых проблемах — старались разрешить их в интересах национального производителя и белорусского зрителя! Гордились бы теми, кто делает кино без копейки бюджетных средств! И не делали бы экономических диверсий! Не подрывали прокат! Возможно ли это?

Ведь наша цель одна — возрождение белорусского кинематографа. Чтобы в белорусских кинотеатрах каждый год было больше отечественной продукции. Чтобы мы так критически не зависели от импорта в этой сфере, ведь каждый украденный сеанс у белорусского кино — это подарок иностранному продюсеру. Это выведенные из страны валюта и средства граждан! Чтобы деньги белорусов оставались в стране и работали на свой кинематограф.

Как это объяснить Ирине Анатольевне Беляковой?

 




Оставьте комментарий (0)
  • Цікава, як там баба Іра пачуваецца?
  • деревенские они такие
  • Неприятное письмо. Некорректно. И, судя по рейтингам и комментариям, зрители решают сами, чей трэш смотреть.
  • Это Курейчик в Мозыре - https://vk.com/mazyr_by?w=wall-56549360_8352 ИМХО, количество зрителей в зале и каких-то людей на сцене одинаковое.
  • А что тут некорректного?
  • Некорректно, потому что нехрен за все белорусское кино ответственность на себя брать. Мне жаль Курейчика тем, что никакой он никакой не режиссер - и не потому что не имеет никакого специального образования (отсюда дилетантизм, причем воинствующий!), а потому что реально не видит объективно своей работы. Этот фильм точно показывает: режиссура - это профессия. И драматургия в этом кино кривая, вот и выходит "КОРОЛЬ ТО ГОЛЫЙ", А понты про себя кидать это детский сад. Пусть хоть один метр выскажется критикой по правде, чего они и не делают по причине мстительности Андрея. Как пример - эта несчастная Ирина, видно же, что мстит, а не за державу ему обидно... Тем более что с 12 января уже изменили выдачу прокаток. А пиарится, да, круто, вот здесь бы поучиться у него как по головам ходить надо.
  • Это кто такой смелый объявился?
  • Это кто такой смелый объявился?
  • зачем ты жаба пишешь про фильм который даже не смотрел
  • если ты жаба что либо пишешь, пиши не как тупица!
  • Партизан свой видел клоун?
  • Что, не в прикол про себя читать?
  • Курейчику надо снять успешный фильм и добиться признания за рубежом.А его не пускают поскольку бюджетное корыто и возможности проката в блатных руках.
  • И что ему мешало аж три раза?
  • Считаю, что господин Курейчик таким образом решил пропиариться. Настоящим мастерам «дешевый пиар» не нужен. И, если твои работы не востребованы, то не нужно винить кого-то. Прежде всего, наверное, нужно посмотреть на себя со стороны и дать самому себе оценку. А винить в своих неудачах чиновника – удел слабых. Не могу назвать автора статьи смелым, т.к. похоже, кроме, как «лить грязь» на чиновника-женщину, на большее он не способен. Лучше бы снимал достойное кино, которое реально бы хотелось смотреть!!! А вот на месте «слабой женщины» не мешало бы обратиться в суд и привлечь автора статья за клевету со всеми вытекающими последствиями. Чтобы «дешевый пиар» показался автору не таким уж и дешевым.
  • Я тоже считаю, что фильмы Курейчика - не для широкого экрана. Их можно посмотреть дома по телевизору, не более. А платить за их просмотр и идти в кинотеатр ?! И вообще, что за навязчивая идея - смотрите белорусские фильмы. Это как купляте белорусские товары. Сначала научитесь снимать, чтобы эти фильмы хотелось смотреть!!!
  • По сути, нужно, что бы профессионалы выдавали своеобразное "прокатное удостоверение", чиновникам, назначенаемым на высокие должности.
  • В письме Курейчика больше эмоций, которые застилают разум. Здаецца, что под белорусским кино он понимает только свои фильмы, не так ли?. Я Ирину Белякову знаю лично. Работая в Могилевском кинопрокате, она очень много сделала для пропаганды белорусского кино, которое сделано было профессионалами, мастерами-художниками, такими как ВикторТуров, Михаил Пташук, Игорь Добролюбов, фильмов, которые вошли в Золотую дюжину белорусского кино (ваших фильмов г. Курейчик там нет), эти фильмы пропагандируют не низменные инстинкты, а высокие человеческие ценности, п.ч. являются произведениями искусства. Или вы, г. Курейчик решили, что можете тягаться с В.Туровым. Так ваш Гараш я смотреть не стану, п.ч. после него жить не хочется, а "Я родом из детства" В. Турова я смотреть буду всегда, п.ч. он оставляет свет в душе. От вашего письма дурно пахнет.
  • Если неудачный фильм сделан «без копейки бюджетных средств», разве это аргумент, чтобы такой фильм оказался в прокате? NAVINY.BY, вы разместили это письмо – пасквиль, «Чтобы читатели могли ознакомиться с аргументами и претензиями кинорежиссера». Может, есть смысл написать объективный вариант?
  • А Могилевский кинопрокат, как раз таки благодаря Ирине Беляковой вышел на новый уровень. Кинотеатры приобрели презентабельный вид. И, как показывает практика, к подбору репертуара там относятся достаточно серьезно. Репертуар всегда разнообразен, для разной зрительской аудитории. И должное внимание уделяется фильмам белорусских режиссеров (как именитым, так и молодым).Все лучшие премьерные показы (в т.ч белорусские фильмы) можно увидеть в могилевских кинотеатрах. И это - правда. А не то, что пишет автор статьи. Считаю, что в любой статье нужно давать обьективную оценку происходящему (чтобы это не выглядело "однобоко", как в данной статье).
  • Как вы культурно разговариваете с ГОСПОДИНОМ курейчеком! Советую его стиль общения взять, типа: андрей - а вы кто такой, чтобы судить о белорусском кино и вообще об искусстве? Вы же юрист, правда ни разу не вели дела и по закону у вас нет высшего образования без отработки - это раз. Второе от вас не было ни одной статьи по профессии (создается впечатление что вы не знаете даже в чем суть профессий сценариста и режиссера, - странно, жду когда вы уже и актером заделаетесь), вам не кажется странным? Могли бы вы, Андрей, разобрать фильм какой-нибудь для примера и показать всем белорусским кинематографистам какое реально кино надо? а так все про себя любимого уже заетвремянадоелоповтор, пижар. И не надо, читая это, желваками своими играть. Привыкайте, АНДРЕЙ, вы что-то перешагнули и задели, теперь на ваши опусы ВЫ будете получать письма другу андрею курейчику.
  • Как вы культурно разговариваете с ГОСПОДИНОМ курейчеком! Советую его стиль общения взять, типа: андрей - а вы кто такой, чтобы судить о белорусском кино и вообще об искусстве? Вы же юрист, правда ни разу не вели дела и по закону у вас нет высшего образования без отработки - это раз. Второе от вас не было ни одной статьи по профессии (создается впечатление что вы не знаете даже в чем суть профессий сценариста и режиссера, - странно, жду когда вы уже и актером заделаетесь), вам не кажется странным? Могли бы вы, Андрей, разобрать фильм какой-нибудь для примера и показать всем белорусским кинематографистам какое реально кино надо? а так все про себя любимого уже заетвремянадоелоповтор, пижар. И не надо, читая это, желваками своими играть. Привыкайте, АНДРЕЙ, вы что-то перешагнули и задели, теперь на ваши опусы ВЫ будете получать письма другу андрею курейчику.
  • А вот мне, например, фильм "С 8 марта, женщины" очень понравился! Курейчик не прав... А его так называемые "шедевры"... - нет!
  • К сожалению, Минкультуры действительно в дерьме(((
  • Это ведь от Могилёвского Андрея пошло ещё?(((
  • «Впервые продюсирование в белорусском кино было осуществлено не в форме вытягивания денег у государства с последующим «распилом» и возвращением государству неликвидного продукта, не как субсидирование за госсчет российского кино, а как инвестирование средств с последующим их возвращением через хороший прокат. Это достойно поддержки Министерства культуры?» Это не дело Культуры и Минкульта. Это дело рынка=базара=жратвы=унитаза. «Последние правки вносились в последние дни и даже часы перед показами, исправлялись технические и творческие огрехи. Мы подали все документы в Минкульт в обозначенный законом срок, предупредив, что мы в процессе пост-продакшна. Получили прокатное удостоверение и спокойно готовились к прокату, технологически совершенствуя кино.» Как это? Не доделанный продукт вносить на утверждение. И потом доделывать, уже не заботясь об утверждении Итоговой редакции, которая планируется Курейчиком к показу?.. «Она заставила нас заново собрать весь пакет документов и снова нести картину в Минкульт на получение прокатного удостоверения. Нам пришлось показывать зрителям старую, урезанную, с техническими огрехами копию кинокартины, которая «соответствует» старому разрешению. Это была диверсия и против нас, и против зрителя! Нас буквально заставили прокатывать недоделанную версию фильма!» Брешет! Сам же написал в начале – Новое прокатное Удостоверение д.б. получить. Почему не получил? Ответа нет и не будет у провокатора, который уверен, что не получит по Законным Причинам, о которых сам Андрейка знает лучше меня… на фото - с Президентом Европейской народной партии с большинством везде в Европе.
  • «Но второй уикенд у нас «украл» Минкульт. Куда ушли эти деньги? В карманы иностранных конкурентов! В валюту и за границу!» Минкульт не крал. Минкульт с самого начала призывал вас союблюсти Законы РБ. А бабосы ВЫ отдали москолям и «русскому миру», на который ты и работаешь постоянно с пошлыми Морквами, да и на Голливуд гнуснейший… «Ни для кого не секрет, что прокатное удостоверение для проката носит абсолютно формальное значение и для иностранных фильмов делается за несколько часов. Никто никаких DVD никогда не носит. Нет в Минкульте ни одного DVD голливудской или российской картины! Просмотр осуществляется в день премьеры. А многие прокатные удостоверения делаются задним числом.» Для всех это – секрет. Знал и Не доложил правоохранительным органам? Преступник и подельщик, который и получает откаты от них!.. «Под ее руководством предприятие проиграло целый ряд судов дистрибуторам, и Могилевский кинопрокат до сих пор «расхлебывает» результаты ее руководства. А могилевский зритель лишился более 20 премьер! Все это красноречиво описано в письмах Могилевского областного исполнительного комитета по поводу ее работы, которые я прилагаю, и в решениях судов.» Вот за это Молодец! Только вопрос – куда смотрит «власть»? В «русский мир»!..
  • «В то же время ее отношение к белорусскому кино было крайне негативным. Могилевская область была единственным регионом Беларуси, где не показывался наш фильм «ГараШ». Ирина Белякова уже тогда отказала белорусскому кино в прокате. Не исключено, что с ее подачи только в Могилевской области в отличие от всех областей не показывают сейчас и «Party-Zan фильм».» Не путай одно с другим – беларуское Кино Было и Закончилось на моём «Эскизе на мониторе» (есть на Ютубе). А поделки, которые твои смотреть более пяти отвратных минуток – не кино, а то, что я написал ранее – продукт потребления для удовлетворения тупой толпой низменных инстинктов млекопитающего – унитазный продукт… «Чтобы чиновники не занимались черным пиаром, не гадили и не делали подлости в отношении белорусского кино.» Вот тут полностью согласен, как и с началом письма тоже. Наши почти 40 Заявок - не рассмотрены просто никем. Ни откуда нет ответов кроме прекращения переписки Дригою И..В. без рассмотрения Заявлений по сути вовсе!.. Всё так и не только в кино – все мы во власти подготовки продажи страны!!!..
  • Дрига Рыдвана схватила И под юбку в «Прорубь» утощила - Со Зголичем говорить сил не дала. Антилукашистка первая в АП РБ она!.. ТВ=ФОН В КГБ зазвонил телефон. Кто говорит? Он. Президента личный режиссёр! Из «дурр»»дома» я заслуженный актёр. Слушай меня, чека! В Беларуси будет буза! У Некляева немножно Засталося лишь картошки. А Статкевичу нечего пить, Будут деньги в Европе нудить. Если станут сильно вопить – Сразу всех! Схоронить! Утопить! Послушай, чекист, Да будь ты плечист! Влюбись ты в Родину, кретин! Имеешь ты её один!.. Ну чего вы молчице? Куда вы глядите? І чего не берёте трубу, Мож служат у вас Вегеры Му-му? А вчера вновь звонил телефон. Спросили – кто там? ОМОН. Ну чё вы хотите? Чего нам звоните? Нам сказали, что мы театралы. Дайте нам почитать мемуары. А один у нас хлопЕц Пишет словно Чергинец… ... А потом позвонил Михалков. Зголич! Подлец ты таков. Я проплакал с Егоркой всю ночь. Не хотел бы ты нам помочь? Наступил у нас кризис в семейке. Не дают нам уже ни копейки. Опозорил наш холдинг «Три Тэ». Так пристрой теперь хоть на БТ! Снимем мы «Беларусь и цирюльня». И трилогию «Смачная бульба». «Утомлённые Ботексом» тоже. Только если, Руслан, ты поможешь! Так скорей же звони ты с ответом! Запусти нас хотя бы летом. Оскар будет у нас в кармане. А белфильм – в имперской яме… Если б был ты как Андрейка Наш пейсателька Курейка, Мы тебе бы в тот же час Подарили б мой «ГараШ». Сделали б тебя с поклоном Нашим личным почтальоном. Чтобы на тут.бай пошёл И на Поршнева б навёл. Ты б напраслину от нас Получил бы в тот же час… Ай! Деньги на проект твой новый - Получи от Михалковых!.. ..........