Владимир Ковалкин. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Создать современное государство

Владимир КОВАЛКИН

Владимир КОВАЛКИН

Окончил Академию управления при президенте Республики Беларусь, получил степень бакалавра экономики, а позднее — магистра экономики. Магистр гуманитарных наук по политологии (ЕГУ, программа «Публичная политика»). Эксперт по вопросам реформы государственной службы и руководитель проекта «Кошт урада» в рамках проекта BIPART.

Порой меня удивляет возмущение наших чиновников на тему того, что наш белорусский «народец» какой-то безответственный стал. Не хочет он платить все эти сомнительные сборы на «тунеядство», на «болванки», на допуск автомобиля к дорожному движению, не хочет убирать снег на улицах и участвовать в показушных субботниках, несмотря на «убедительные просьбы» и возможные штрафы.

Как ни зажимают гайки, как ни взывают к чувству долга и некой эфемерной социальной справедливости, ничего у наших чиновников не получается. «Разбосячился народец».

Мы так долго жили при очередной попытке реинкарнации совка, так упорно считали свою страну отсталыми задворками Европы, что потихоньку перестали верить в себя и видеть в себе европейцев. Возможно поэтому не только власть, но и все мы упустили тот момент, когда в белорусском обществе начались важные изменения, которые Наим Мойзес в своей книге «Конец власти... Почему управлять сегодня нужно иначе» описывает как революции множества, мобильности и ментальности.

Благодаря революции множества произошел бурный рост всего: числа людей на планете, благосостояния населения, количества товаров и услуг. Но прежде всего революция множества привела к значительному росту среднего класса в развивающихся странах, и Беларусь не стала исключением.

Посмотрите на рост уровня доходов населения в 2005-2014 годах. Он привел к созданию среднего класса в Беларуси. Особенно бурным этот рост был в Минске и областных центрах, при этом львиная доля роста приходилась именно на частный бизнес и предпринимателей.

Революция множества привела к ослаблению средств контроля государства над людьми. Действительно, когда средний класс растет, когда люди работают на себя или на частный бизнес, а не на умирающие госпредприятия, их становится трудней запугать увольнениями, «волчьими билетами», статьями в трудовой и прочими традиционными средствами устрашения.

Да, государство все еще может устроить налоговые проверки, попытаться оказать давление мониторингами санэпидстанций, пожарных и прочих инспекторов, коих у нас десятки тысяч. Но чем большее количество людей и компаний нужно проверить, тем сложнее и накладнее становится это делать, как следствие — рычаги давления государства на граждан и общество ослабевают.

Упрощение и удешевление стоимости передвижения по планете создало условия для революции мобильности. И если для экономически отсталых стран ключевую роль сыграла трудовая мобильность, то для Беларуси более характерна циркуляция умов.

Здесь речь идет о молодых людях, которые получают образование в развитых странах, о молодых профессионалах, которые проходят стажировки в крупных международных компаниях и возвращаются работать на родину, а совсем не о представителях старой оппозиции, которую власть привыкла месить дубинками ОМОНа на площадях.

В Беларуси возникают целые сектора, встроенные в мировую экономику. Например, IT-сектор, НГО, банки, наукоёмкие и высокотехнологичные производства.

Что может предложить им наше государство, кроме налоговых льгот? Какую ценность создает, чтобы привлечь и удержать в стране эти умы? Будут ли эти люди, вкусившие свободы и понимающие, что такое качественное и современное государственное управление, терпеть такое отношение к себе со стороны наших чиновников?

Для молодых белорусов власть уже потеряла тот сакральный смысл, который имела для их родителей. Она больше не внушает трепет и страх, да и не должна внушать. Новое поколение готово ставить под сомнение авторитеты и бросать вызов власти, бороться за качество городской среды, за защиту деревьев от «Зеленстроя», за изменения в законодательстве, да и в целом за то, чтобы чиновниками были адекватные и профессиональные люди, а не те, кто задержался на службе в результате отрицательного отбора, основанного на низкой зарплате и страхе перед переменами в жизни.

Наконец, революции множества и мобильности приводят к революции ментальности. С каждым годом все больше белорусов путешествует по миру, учится и работает в развитых странах. Это не может не сказываться на их ценностях, стандартах и понимании норм. Для них защита прав собственности, права человека, подотчетность и открытость правительства перед обществом — не пустые слова и не громкие лозунги, а личный опыт, подтвержденный высоким качеством и уровнем жизни в развитых странах.

Их не интересуют новогодние поздравления президента, им скучны речи о достижениях отечественного импортозамещения и наращивания экспорта в Африку, они смеются над «самыми современными трафиками», «цэпочными турыстами» и «хаацичэскими цэнами». Для них это либо шутовство, либо жуткая отсталость, закостенелость и непрофессионализм власть имущих.

Старое доброе патерналистское государство с условным «бацькой» во главе давно скончалось, и общество ждет создания нового государства. Государства эффективного, профессионального, подотчетного, умеющего оказывающего услуги людям и обществу за разумную цену.

Современное поколение белорусов воспринимает государство как крупную корпорацию, которая должна предоставлять услуги приемлемого качества. Для этого служащие этой корпорации-государства должны быть профессиональны, образованы, современны, ответственны и главное — открыты и подотчетны перед обществом.

Чем дальше, тем больше люди будут хотеть, чтобы система формирования и распределения доходов государственного бюджета походила скорее на модель краудфандинга, нежели на модель сбора податей родом из средневековья. Люди будут требовать большего участия в управлении государством, больше электронной демократии, больше цифровых услуг.

А готовы ли к этим переменам наши чиновники? В особенности те, кто воспринимает людей и бизнес как бесплатную рабочую силу и ресурс для сбора налогов. Те, кто отгораживается силовыми, правовыми и административным барьерами от участия граждан в делах государства.

Способны ли они меняться, подстраиваться и эволюционировать вместе с потребностями и запросами меняющегося белорусского общества?

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».