Из Беларуси с любовью. Минск вооружает армию Сербии

У граждан бесплатная раздача боевой техники, на дефицит которой всегда жаловались военные, вызывает глубокое недоумение. Попытаемся прояснить детали сделки.

Сербия получит в дар от Беларуси 8 истребителей МиГ-29 и два дивизиона зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) «Бук». Об этом сообщил сербский министр обороны Зоран Джорджевич по результатам визита в Минск 26-27 января правительственной делегации своей страны. По условиям поставки, ожидаемой в 2018 году, Белград оплатит ремонт и модернизацию этой техники.

Эти положения зафиксированы в межправительственном соглашении о военно-техническом сотрудничестве, подписанном в ходе визита.

Подписание межправительственного соглашения. Минск, 26 января 2017 г. Фото mod.gov.rs

 

Гражданская техника пойдет в нагрузку к военной?

Наряду с этим, как сообщил Джорджевич в интервью белградской газете «Политика», его страна намерена вести с Минском переговоры и о «покупке известных систем С-300, речь идет о версиях С-300В и С-300П, которыми они располагают. Они станут темой наших переговоров, но будут ли поставлены на вооружение в армию Сербии, зависит от дальнейшего детального анализа и договоренностей».

Также Джорджевич назвал«интересными для армии Сербии»белорусские грузовики и строительную технику и отметил, что большое пространство для сотрудничества предоставляет ремонт и модернизация различных систем вооружений российского происхождения. В свою очередь, «Беларусь заинтересована ракетным топливом и другими товарами нашей промышленности», сообщил министр.

По его словам, детали военно-технического сотрудничества двух стран (в том числе стоимость ремонта и модернизации «Буков» и МиГов) начнут обсуждаться в мае, когда предполагается учредить совместный орган по сотрудничеству в области обороны.

По мнению ряда комментаторов, «аттракцион невиданной щедрости» белорусского руководства объясняется желанием понудить сербов к ответным закупкам нашей машиностроительной продукции, сбыт которой за рубежом никак не растет, несмотря на все директивы. Похоже, что наверху всерьез надеются нарастить объем взаимной торговли c Сербией до 500 млн долларов, поставляя гражданскую технику в нагрузку к военной. Да и ремонт и модернизация самих таких «подарков» тоже чего-то стоят.

А вот у неискушенных граждан раздача боевой техники, на дефицит которой всегда жаловались военные, вызывает глубокое недоумение. Для того чтобы его рассеять, попытаемся прояснить некоторые детали.

 

У Беларуси избыток советских МиГов

После своего образования в 1992 году ВВС Беларуси получили в наследство от советской армии практически всю авиационную технику, базировавшуюся в то время на белорусской территории. В это число вошло и более 80 истребителей МиГ-29 версий 9-12 и 9-13.

Фото theaviationist.com

Но в 1996 году 18 истребителей МиГ-29 (включая два двухместных МиГ-29УБ) были проданы Перу. Еще 31 такой самолет в течение 1999-2002 годов приобрел Алжир. В итоге к началу нового тысячелетия в составе ВВС Беларуси, по данным зарубежных источников, осталось 42 МиГ-29.

Но даже такое количество самолетов белорусскому ВПК трудно «поставить на крыло» ввиду технических и финансовых проблем. Насколько можно понять из заявлений белорусских официальных лиц, модернизации с продлением срока эксплуатации подлежит лишь половина МиГ-29. Остальные после 2020 года предполагается заменить многофункциональными боевыми машинами Су-30СМ. Об этом заявил журналистам еще 20 октября 2015 командующий ВВС и войсками ПВО Беларуси генерал-майор Олег Двигалев.

Можно предположить, что часть высвободившихся при этом МиГ-29 и будет (после модернизации за счет сербского правительства) передана Белграду. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что аналогичные истребители, которые дарит Россия (6 единиц), Сербия собирается ремонтировать на предприятиях своего ВПК. К слову, весьма продвинутого: во времена социалистической Югославии они выпускали по советской лицензии немало образцов вооружения и военной техники.

 

Старые истребители после модернизации не хуже новых

Не исключено, что в нашем случае сербская сторона оценила высокий технический уровень белорусской программы модернизации, за основу которой были взяты разработки российского ОКБ «Русская авионика», выполненные во второй половине 90-х годов при создании экспериментальных МиГ-29СМТ. Речь идет о совершенствовании прежнего и установке нового бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), значительном расширении номенклатуры вооружения и внедрении системы дозаправки топливом в полете.

В состав бортового вооружения класса «воздух — воздух» МиГ-29БМ (белорусский модернизированный) предполагалось включить ракеты средней дальности РВВ-АЕ, Р-27ЭР и Р-27ЭТ (БРЭО базового МиГ-29 обеспечивало применение только менее совершенных ракет Р-27Р и Р-27Т, а также ракет ближнего боя Р-73 и Р-60М).

Помимо этого, в номенклатуру вооружения белорусской версии МиГа дополнительно должны были войти высокоточные средства поражения класса «воздух — поверхность», в том числе ракеты Х-29Т (ТД), Х-29Л, Х-25МЛ, Х-31П и Х-31А, а также корректируемые бомбы КАБ-500Кр и КАБ-500Л.

Всего на МиГ-29БМ может быть размещено две ракеты «воздух — поверхность» и 2-4 корректируемые бомбы.

Для использования новых видов бортового оружия в радиолокационном прицельном комплексе модернизированного истребителя МиГ-29БМ был реализован ряд новых режимов работы: обзор земной и водной поверхности с обнаружением одиночных и групповых, точечных и протяженных наземных и надводных радиоконтрастных целей, выдача координат обнаруженных целей для формирования целеуказания и применения управляемого оружия.

Существенно расширены и возможности навигационного комплекса истребителя. В его состав включаются навигационный вычислитель, приемник спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС/NAVSTAR, радиотехническая система ближней навигации А-323, аппаратура навигации и посадки VOR/ILS и DME.

Модернизации подлежит и информационно-управляющее поле кабины летчика. Замена устаревшего монохромного телевизионного индикатора на многофункциональный цветной жидкокристаллический позволяет выводить на него в графической форме навигационную, обзорно-прицельную и параметрическую информацию, а также изображение местности и целей, получаемое телевизионными головками самонаведения управляемых ракет Х-29Т (ТД) и корректируемых бомб КАБ-500Кр.

По оценкам авторов программы модернизации, в результате усовершенствований боевой потенциал МиГ-29БМ по сравнению с серийным МиГ-29 при решении задач класса «воздух — воздух» вырастает на 80%, а при решении задач класса «воздух — поверхность» — в четыре раза. Суммарный же боевой потенциал (50% задач «воздух — воздух» и 50% — «воздух — поверхность») модернизированного самолета превышает уровень исходного в 2,9 раза.

Отметим, что 4 и 10 марта 2005 года военные летчики Беларуси установили на двух самолетах МиГ-29БМ целую серию мировых авиационных рекордов скорости и скороподъемности.

Однако вскоре работы над модернизацией белорусских МиГ-29 были надолго приостановлены. По мнению ряда комментаторов, случилось это по экономическим причинам. Между тем доработка истребителей для ВВС иностранных государств на 558-м авиаремзаводе в Барановичах шла в течение всего последнего десятилетия.

 

«Бук-МБ» — дешево и сердито

А вот вопросом, почему сербы намереваются модернизировать подаренные Беларусью «Буки» на ее же оборонных заводах, и задаваться не приходится: наша страна давно имеет статус одного из ведущих разработчиков программ модернизации средств ПВО советского производства.

Поручение относительно глубокой модернизации на предприятиях ВПК Беларуси ЗРК «Бук», имевшихся на вооружении трех зенитно-ракетных бригад, Александр Лукашенко дал еще в 2004 году.

ЗРК «Бук-МБ»

За счет углубленной доработки базового «Бук-М1» (включающей капитальный ремонт и полную замену ряда узлов, агрегатов и подсистем) предполагалось создать комплекс войсковой ПВО с принципиально новыми боевыми возможностями, обеспечивающий высокую эффективность борьбы с современными и перспективными средствами воздушного нападения.

Правда, в ходе работы над белорусской версией «Бука» пришлось решать сложные научно-технические задачи, что вызвало значительные задержки в реализации проекта. И хотя в 2005 году на очередной выставке Milex в Минске был представлен опытный образец доработанного ЗРК, лишь в 2009 году программа создания комплекса «Бук-МБ» была в основном реализована.

К этому времени Беларусь получила от России бригаду ЗРК С-300ПС, и появилась возможность продажи за рубеж части высвободившихся «Буков». Этот резерв удвоился в 2015 году после поставки Минску второй такой же бригады.

По данным разработчиков, в результате глубокой модернизации вся устаревшая советская аппаратура «Бука» заменена на современные изделия белорусской разработки, комплекс полностью выполнен на новой элементной базе. В ходе реновации «Бука» было создано более ста новых устройств и блоков, которые вошли в состав модернизированного комплекса.

В частности, «Бук-МБ» получил возможность стрелять не одной, а двумя типами одноступенчатых твердотопливных зенитных управляемых ракет, разработанных для этого ЗРК. Ракета советских времен 9M38M1 имеет скорость 850 м/с, дальность стрельбы 35 км, потолок поражения цели 22,5 км, вероятность поражения 0,71. У ракеты более новой разработки 9M317 скорость — 1230 м/с, дальность — 42 км, высота — 25 км, точность — 0,78.

Согласно информации разработчика, программа создания комплекса «Бук-МБ» ориентирована на те небогатые страны, для которых новая продукция ведущих производителей оружия, например российская и израильская, слишком дорога.

По мнению авторов специализированного интернет-ресурса janes.com, популярность этой белорусской разработки во многом объясняется еще и тем, что программа обновления «Буков» существует не только на бумаге: так, например, вооруженные силы Азербайджана уже получили из Беларуси два дивизиона комплексов «Бук-МБ».

К белорусской версии «Бука» сегодня проявляют интерес государства не только Центральной Азии, Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока, но и Европы, что мы и видим на примере Сербии.