Новый проект Кодекса об образовании. Старая песня о главном

«Не скажу, что мы от чего-то отстаем или что-то делаем неправильно. Мы должны действовать в интересах нашей системы образования».

Министерство образования опубликовало проект новой редакции Кодекса об образовании. В нем более 400 страниц. Проект документа еще дорабатывается и должен быть представлен Палате представителей до июля.

 

У школ появятся новые полномочия

Согласно проекту Кодекса об образовании, профильное министерство делегирует ряд полномочий школе и местным органам власти.

В частности, учителя смогут досрочно сдавать экзамены на категорию без согласования с руководством Минобразования. В настоящее время министр лично должен давать разрешение на проведение экзамена.

Игорь Карпенко. Фото svaboda.org

«Мне нужно лично беседовать с человеком или ставить формальную подпись, которая ничего, по сути, не решает. Местные органы власти, образовательные структуры и само учреждение, наверное, лучше знают, какой учитель способен сдать экзамен на более высокую категорию», — сообщил министр образования Игорь Карпенко журналистам 1 февраля перед совместным заседанием руководства Минобразования с членами профильных парламентских комиссий.

Также предлагается, чтобы решение о приеме в школу с пяти лет (обычно дети идут с шести) принималось не на уровне Минобразования, а непосредственного учреждением образования.

«Кодекс определит рамочные фундаментальные позиции, а через принятие нормативных актов правительство и министерство будут оперативно реагировать на изменяющуюся ситуацию вокруг системы образования, на которую влияют и общественность, и родители, социально-экономическое развитие страны и внешние факторы. Какие-то вещи должны видоизменяться, идти от жизни», — сказал министр.

 

Институт контроля качества образования получит больше свободы?

Министерство образования рассматривает вопрос создания независимого агентства качества образования, сообщил Игорь Карпенко.

Беларусь в 2015 году приняли в Болонский процесс с условием выполнения дорожной карты модернизации образования. Согласно этому международному документу, к концу 2017 года в Беларуси должна появиться правовая основа для создания независимого агентства контроля качества образования в соответствии с европейскими стандартами и руководствами.

«Мы думаем над тем, в каком это будет виде, — сказал Игорь Карпенко. — В настоящее время поставлена задача по оптимизации госаппарата. Это значит, что мы должны оценить численность сотрудников министерства и их функциональные обязанности. То есть не просто бездумно сократить какое-то количество кадров, а подумать, как мы должны перераспределить. В результате какая-то часть полномочий может уйти к структуре, которая будет заниматься контролем качества. Может быть, мы наделим большими полномочиями Институт контроля качества образования».

Председатель постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Игорь Марзалюк считает, что агентство по контролю качества образования «должно состоять из специалистов, а не из представителей общественных организаций — экспертов широкого профиля с узкими знаниями».

Игорь Марзалюк. Фото Сергея Сацюка

В настоящее время уровень качества образования контролируется структурами Министерства образования. Получается, что Минобразования контролирует само себя. Это вызывает вопросы по поводу объективности контроля.

Игорь Карпенко отметил, что качество образования зависит не только от наличия агентства по его контролю, а от многих факторов, в том числе от того, насколько система образования оперативно реагирует на потребность подготовки кадров, насколько активно работает с заказчиком.

В качестве примера министр образования привел Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, где активно работают с Парком высоких технологий и другими заказчиками. Например, в БГУИРе в том числе благодаря заказчикам кадров создана современная материально-техническая база для обучения студентов.

В этой связи, к слову, у Беларуси также есть обязательства — разработка Национальной рамки квалификаций, профессиональных стандартов. К сожалению, этот процесс дальше пилотного проекта не зашел. И такая ситуация порождает проблему противоречия между потребностями рынка труда и системой подготовки кадров.

Однако министр считает, что в целом белорусская система образования «вписывается в дорожную карту».

«Не скажу, что мы от чего-то отстаем или что-то делаем неправильно. Нам не никто ставит такие жесткие рамки, что мы должны все под лекала сделать, как сделали где-то. Мы должны действовать в интересах нашей системы образования, в интересах подготовки кадров для нашего реального сектора экономики», — сказал Игорь Карпенко.

«Никто не против дорожной карты, единого пространства европейского высшего образования, но у нас должны быть свои интересы. Мы выделяем бюджетные средства. Подготовка кадров для отраслей, которые востребованы — это своеобразный государственный заказ. И мы вправе грамотно посмотреть на то, как все это организовать, а не просто идти в фарватере каких-то установок, которых, по сути, жестких и нет», — отметил министр.

Вместе с тем в отчете об имплементации положений дорожной карты, подготовленным Общественным Болонским комитетом и другими экспертами по итогам 2016 года, сказано, что в настоящее время имплементация дорожной карты подвергается серьезному риску. В отчете отмечается, что, например, нет движения в части правовой основы для создания независимого агентства контроля качества образования, не отменено принудительное распределение.

 

В Беларуси опять будут выбирать ректоров. Возможно

В проект Кодекса об образовании внесена норма о выдвижении нескольких кандидатур на должность ректора, сообщил Игорь Марзалюк. По его словам, это означает, что «ректоров будут все-таки выбирать». При этом депутат подчеркнул, что это «только предложение, прописанное одной строкой».

Марзалюк согласен, что соблюдение академических свобод и автономии университетов — важная проблема, которая должна решаться в том числе на законодательном уровне.

«Наша система назначения ректоров оправдана, — считает Игорь Карпенко. — В вузах есть система выборности тех или иных кадров, но люди идут работать на контракт. Есть трудовое законодательство. Эти вопросы надо внимательно изучить. Я не хочу делать звонких заявлений, чтобы потом говорили, что министр что-то пообещал, но не сделал».

Отметим, что возвращение принципа выборности ректоров анонсировал в июле 2015 года возглавлявший тогда Минобразования Михаил Журавков. Однако на законодательном уровне ничего не изменилось до сих пор.

Напомним, в Беларуси ректоры избирались до 1997 года. Но уже почти двадцать лет руководителей вузов назначает Совет министров с утверждением кандидатуры у президента.

«В результате ректоры неподотчетны академическому сообществу и боятся принимать решения», — считает эксперт Общественного Болонского комитета Владимир Дунаев.