«Сократите расходы на силовой сектор и поднимите зарплату учителям!»

В общественной приемной депутата Анны Канопацкой говорили о проблемах системы образования.

Объявление о встрече с депутатом Анной Канопацкой провисело на дверях 11-й средней школы Минска не один день. Из работающих в этой школе пришли только директор и учитель физкультуры, хотя новая повестка дня общественной приемной депутата Канопацкой касалась большинства — проблемы в системе образования.

Эта тема была выбрана не случайно. Сейчас обсуждаются поправки в Кодекс об образовании, вскоре депутатам придется их утверждать, но возможность что-то изменить к лучшему еще есть.

Анна Канопацкая не скрывала, что недостаточно знает о системе образования, но она заинтересована, чтобы у белорусского образовательного пространства было больше свободы, а уровень подготовки был выше.

Однако новый Кодекс об образовании будут принимать не учителя, а депутаты. И именно для того, чтобы услышать профессионалов, она и организовала общественную приемную в обычной минской школе.

«Сейчас, пока идет обсуждение нового Кодекса об образовании, у вас есть возможность побороться за свои интересы. Я хочу услышать от практиков и экспертов, какие изменения надо внести в документ», — обратилась Канопацкая к тем, кто не побоялся прийти на прием.

Татьяна, которая пришла рассказать об общем взгляде учителей и родителей на происходящее в школе, попросила не называть ее фамилию, потому что боится и за себя, и за родных, работающих в разных школах города. Она уверена, что в отношении педагогов, которые говорят о проблемах образования, последуют санкции со стороны администрации учреждения образования.

Анна Канопацкая предложила Татьяне собрать идеи учителей по улучшению их положения, однако женщина уверена, что даже анонимно писать учителя не станут:

«Все боятся, никто не напишет. В школе создалась такая атмосфера, когда учитель, с одной стороны, находится под давлением родителей и учеников, а с другой — администрации. И те, и другие имеют больше прав, чем он».

Сегодня нередко учителя подвергаются оскорблениям и со стороны учеников, и от родителей, рассказала Татьяна. Поэтому «учителей надо защитить юридически, ведь пока учитель работает по контракту, директор школы может с ним сделать, что угодно».

«Мой опыт показывает, — сказала женщина, — что массово используется управление учителями путем угроз не продлить контракт. Еще один способ манипулирования — расписание. Например, учителю ставят в понедельник 9 учебных часов, во вторник — 8 часов, а в пятницу — один час. Чтобы было иначе, надо быть лояльным к администрации».

Заместитель председателя Таварыства беларускай школы Тамара Мацкевич также считает, что «контрактная система и расписание активно используются для того, чтобы убрать неугодных и поощрить тех, кто устраивает администрацию».

«Далеко не всегда при этом учитывается профессионализм. Неудобное выматывающее расписание — действенное средство для того, чтобы выжить учителя или указать ему на его место», — отметила Мацкевич.

Учитель из Орши Валентина Игнатенко, которая преподавала математику около 30 лет, считает необходимым более четко прописать в Кодексе об образовании права педагогов.

Также она считает необходимым законодательно ограничить наполняемость классов в начальной школе до 20 человек, а в старшей — до 24: «Это важно с учетом современного образа жизни и экологической обстановки. Если детей больше, с классом невозможно работать, а мы ведь хотим, чтобы в школе был индивидуальный подход к ребенку».

Учителя не должны работать в классе более 18 часов в неделю, считает педагог: «Надо иметь в виду, что учитель помимо работы в классе тратит время на подготовку к урокам».

Напомним, именно такая нагрузка была у белорусских учителей до 1 сентября 2013 года, когда тарифные ставки учителей были повышены на 25%. Одновременно увеличилась и норма педагогической нагрузки на ставку: для учителей и педагогов дополнительного образования — с 18 до 20 часов в неделю.

И сделано это было с подачи Александр Лукашенко, который, выступая с посланием народу и парламенту, предложил поднять учителям тарифные ставки: «Ну, сделайте шаг навстречу в этом плане, как произошло с государственным аппаратом, где я принял решение по сокращению на 25%, и под 13 тысяч человек мы сократили. Народ поймет, если мы за счет этого и других ресурсов подымем зарплату. Почему не пойти на эти два часа, чтобы народу продемонстрировать?».

Валентина Игнатенко полагает, что проблемы средней школы во многом связаны с низким уровнем педагогического состава:

«Надо признать, что в педагогические вузы часто поступают слабые абитуриенты по остаточному принципу. Когда малообразованные серые учителя приходят в школу, сталкиваются с трудностями в работе, ведь дети сразу чувствуют их неготовность к работе. Для того чтобы на педспециальности поступали более заинтересованные абитуриенты, зарплату учителей надо поднимать минимум в два раза. Для этого необходимо определить приоритеты в бюджете, сократив расходы на силовой сектор».

Анна Канопацкая с такой точкой зрения согласна: «Я могу обещать, что при рассмотрении бюджета на 2018 год буду как депутат выступать с инициативой увеличения расходов на образование».

Важно, чтобы учитель имел право голоса, считает Анна Канопацкая. Однако без активности самих учителей и хотя бы какого-то желания с их стороны защищать свои права добиться этого будет очень трудно, отметила депутат.

 

 


  • А не подскажете кем работают те кто комиссиях? Забыли кто закрывал от наблюдателей подсчет голосов одним местом. За участие в фальсификациях выборов смертную казнь. Без амнистий и срока давности.
  • А что,в силовики у нас уже очередь?Сомневаюсь я!