Беларусь который год покупает у Москвы истребители. И не может купить
Минобороны Беларуси вновь анонсировало закупку у России истребителей Су-30.
Беларусь намерена в 2017 году закупить у России многоцелевые истребители Су-30СМ. Об этом сообщил в интервью «Белоруской военной газете» заместитель министра обороны по вооружению — начальник вооружения Вооруженных сил генерал-майор Игорь Лотенков. Он не уточнил, сколько именно таких истребителей планируется приобрести у России.
Характерно, что год назад, 4 февраля 2016 года, генерал Лотенков сделал для СМИ практически аналогичное заявление. Из него следовало, что Беларусь и Россия достигли предварительной договоренности о поставке для белорусских ВВС и войск ПВО многофункциональных истребителей Су-30, которыми предполагается заменить стоящие на вооружении еще советские фронтовые истребители МиГ-29.
Военные аналитики отмечают многофункциональность Су-30. С одинаковой эффективностью он может поражать воздушные цели, наносить удары по наземным и надводным объектам.
Дальность полета самолета без дозаправки составляет 3 тыс. км, с двумя дозаправками в воздухе — до 8 тыс. км. Практический потолок полета — 17 км, максимальная скорость полета у земли — 1350 км/ч, на высоте — 2125 км/ч. Феноменальная маневренность самолета определяется использованием двигателя с отклоняемым вектором тяги.
Машина уже успела себя отлично зарекомендовать в ходе воздушной операции России против ИГИЛ в Сирии.
Надо сказать, что ни год назад, ни сейчас публикации о грядущем приобретении Беларусью Су-30 не вызвали особых комментариев в экспертном сообществе. Ведь трудно сосчитать, которое это уже по счету заявление наших высокопоставленных военных на эту тему за последние несколько лет. И — никаких сдвигов.
Так, еще 21 декабря 2015 года министр обороны Андрей Равков пообещал: «В ближайшее время продолжится обновление парка авиационной техники и вооружения, зенитных ракетных и радиотехнических войск в рамках двустороннего военно-технического сотрудничества с Россией. Это — закупка самолетов Су-30, Як-130, ЗРК «Тор М2».
А до этого 20 октября 2015 года командующий ВВС и войсками ПВО Беларуси генерал-майор Олег Двигалев обнародовал информацию о том, что после 2020 года устаревающие белорусские истребители МиГ-29 могут быть заменены новейшими российскими Су-30СМ.
Тема обновления парка боевых самолетов давно волнует и Александра Лукашенко. В 2012 году он просил передать нашим военно-воздушным силам современные самолеты, встречаясь в Сочи с Владимиром Путиным.
Учитывая высокую стоимость современных боевых самолетов, многие эксперты тогда предположили, что Москва может безвозмездно или с минимальной оплатой передать Минску партию Су-30К.
Речь шла о 18 российских истребителях Су-30К, ранее временно находившихся в составе ВВС Индии. После нескольких лет эксплуатации они были возвращены изготовителю — корпорации «Иркут» — и доставлены в Беларусь на 558-й авиационный ремонтный завод в Барановичах для ремонта и модернизации по программе Су-30КН с целью последующей продажи, чтобы избежать уплаты пошлин при обратном ввозе в Россию.
Однако в итоге эти «сушки» продали богатой алмазами Анголе. Причем некоторые аналитики усмотрели в таком шаге российской стороны не столько скупость, сколько намерение обескровить авиацию союзника, чтобы под предлогом сокращения ее боевых возможностей взять в свои руки охрану воздушных границ Беларуси.
Во всяком случае, вскоре после этого в повестке дня белорусско-российских отношений в области обороны и появился пресловутый вопрос о размещении у нас авиабазы, который вскоре стал камнем преткновения.
11 октября 2015 года Лукашенко заявил, что Беларуси эта авиабаза не нужна и что лучше бы Москва передала самолеты белорусской армии: «Сегодня если Россия согласится передать нам полк самолетов — 24, завтра там будут самые лучшие пилоты белорусских вооруженных сил».
За несколько дней до того белорусский руководитель попенял Путину за затяжку решения вопроса о самолетах, сообщив, что еще двумя годами ранее просил президента России: «Дайте нам самолетов! 20 штук дайте самолетов». В ответ на что, дескать, услышал: «Нет, не можем, не произвести, и прочее».
Такой же позиции Лукашенко, судя по всему, придерживается и поныне. 3 февраля на пресс-конференции «Большой разговор с президентом» он заявил, фигурально обращаясь к Москве: «Вы дайте мне 20 самолетов, у нас отличные пилоты, отличная школа. Вы знаете, что мы воюем не хуже на военных самолетах, вы нам дайте 20 самолетов, мы же единая группировка».
И некоторые эксперты считают, что на этот раз Беларусь имеет шанс получить желаемые самолеты.
Несмотря на явное недовольство позицией белорусской стороны по ряду принципиальных вопросов, Москва не заинтересована в полной деградации оборонных возможностей своего союзника, который прикрывает западное стратегическое направление.
Между тем на сегодня в белорусских ВВС явно обозначился дефицит самолетов, способных применять современное высокоточное вооружение по наземным целям.
Так, ввиду выработки ресурса из эксплуатации выведены 14 истребителей Су-27, находившихся на вооружении 61-й истребительной авиационной базы в Барановичах. Еще раньше по той же причине были сняты с эксплуатации и выведены из состава Вооруженных сил порядка 35 фронтовых бомбардировщиков Су-24.
Кроме того, в Москве, возможно, не прочь смягчить противоречия с Минском в области политики и экономики наращиванием военно-технического сотрудничества.
Главным препятствием для поставки Су-30СМ (которая могла бы хоть отчасти замазать трещину в отношениях союзников), как и прежде, является высокая цена (порядка 50 млн долларов за самолет). Вопрос в том, пойдет ли российская сторона на некие льготные условия сделки.
Обсудим?