Либерализация бизнеса. Хотели как лучше, а получилось…

«Оказалось, что декрет выполнен в лучших традициях белорусской «либерализации» деятельности бизнеса: сделали один шаг вперед, а два — назад», — считает юрист.  

По мнению руководителя Ассоциации малого и среднего предпринимательства, юриста Сергея Балыкина, новый декрет президента по совершенствованию процедур госрегистрации и ликвидации субъектов хозяйствования частично ухудшает положение бизнеса.

Фото pixabay.com

Декрет № 2 Александр Лукашенко подписал 28 февраля 2017 года, им внесены изменения в декрет № 1 от 16 января 2009 года «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования». 2 марта декрет был официально опубликован.

Ознакомившись с полным текстом документа, эксперт заявил БелаПАН, что в нем «ужесточены подходы к ликвидации субъектов хозяйствования по инициативе налоговых органов».

«Раньше при ликвидации субъекта хозяйствования в течение 12 месяцев можно было не осуществлять и направлять налоговым органам уведомление о причинах неосуществления деятельности. Теперь субъект хозяйствования можно ликвидировать, если в течении 24 месяцев он не осуществляет предпринимательскую деятельность. Но возможность подать объяснение причин и таким образом избежать ликвидации у белорусских предпринимателей исчезла», — отметил юрист.

«Оказалось, что декрет выполнен в лучших традициях белорусской «либерализации» деятельности бизнеса: сделали один шаг вперед, а два — назад. Конечно, определенные проблемы в вопросе регистрации и ликвидации он решает, но они чисто технические. При этом создает для бизнесменов новые проблемы и даже в некоторой степени усложняет жизнь, усложняет процедуры регистрации и ликвидации. А технические правки, в первую очередь, облегчают жизнь регистрирующим и налоговым органам», — считает Балыкин.

Юрист отметил, что из документа не исключено положение, в котором перечислены основания для отказа в регистрации. В частности декрет фактически запрещает регистрацию новых субъектов хозяйствования учредителям ликвидируемых субъектов и находящихся в состоянии банкротства.

«Добавился еще пункт, которым запрещено учреждать новую компанию собственнику или руководителю коммерческой организации, находящейся в реестре так называемых лжепредпринимательских структур», — пояснил Балыкин.

По его мнению, сами по себе такие ограничения нарушают права предпринимателей и затрудняют хозяйственную деятельность. Кроме того, сохраняется принцип коллективной ответственности.

«Если одни из учредителей подпадает под эти ограничения и скроет это от другого или других учредителей, то по прошествии некоторого времени, если данный факт обнаружится и будет принято решение о непризнании регистрации, пострадают и его деловые партнеры. Поскольку у компании будет изъята вся выручка в бюджет», — пояснил председатель бизнес-союза.

Вместе с тем документ ограничивает трехлетним сроком право налоговых и иных уполномоченных органов на обращение в суд с иском о признании государственной регистрации субъекта хозяйствования недействительной, их ликвидации. «Это, безусловно, прогрессивный шаг, но больше упрощает жизнь регистрирующим органам», — считает юрист.

«Главный вывод — правки в декрет носят в общем-то чисто технический характер, а некоторые нововведения еще более ухудшают положение белорусского бизнеса», — сказал эксперт.