Стране не нужны архитекторы, зато нужны милиционеры

Идеальное распределение — это добровольное распределение.

Большинство белорусских студентов уверены, что после окончания вуза найдут работу. Однако ситуация на рынке труда говорит о необоснованности такой уверенности — в реальности молодых специалистов мало где сегодня ждут.

Иллюстрация aif.by

 

Четвертая часть безработных — молодежь

70% студентов уверены, что смогут найти работу по специальности в Беларуси — таковы результаты соцопроса, проведенного молодежной лабораторией социологических исследований БРСМ.

35% студентов полагают, что смогут найти работу, поскольку их специальность востребована, 32% считают, что для успешной конкуренции на рынке труда обладают достаточными навыками в своей области, 31% полагаются на свои силы и верят в удачу. Еще 25% уверены в успешном трудоустройстве, поскольку уже имеют опыт работы по специальности.

Согласно результатам опроса, те, кто уже работает (45% респондентов), нашли место работы очень быстро — почти треть за считанные дни.

Однако уверенность молодых людей в завтрашнем дне плохо коррелирует с текущей ситуацией на рынке труда. Более четверти безработных в Беларуси — молодежь 16-29 лет. Самая большая конкуренция на рынке труда, по данным проекта РАБОТА.TUT.BY, также наблюдается среди молодых работников. Только три из десяти работодателей готовы предложить место работнику без опыта.

Студенты и молодые специалисты с опытом работы до двух лет составляют четверть всех соискателей. По итогам 2016 года на одну вакансию без опыта работы приходилось 44 резюме, тогда как нормальной конкуренцией считаются 6-8 резюме на позицию.

Причем треть вакансий были связаны с продажами. А чаще всего молодые люди искали работу в сфере продаж, юриспруденции, бухгалтерии, транспорта и логистики, производства, администрирования, масс-медиа и развлечений.

 

Есть ли надежда на распределение?

Перспективы распределиться в Минске есть у тех, кто обучается в медуниверситете и медколледже — в городе более 700 вакансий медсестер и 400 врачей. Всегда есть места в ИТ-компаниях. Есть потребность в учителях младших классов. Однако для молодых учителей-предметников в школах столицы вакансий уже немного.

Заявок от работодателей не хватает в связи с двойным выпуском вузов и непростой ситуацией на рынке труда. Сейчас в вузах идет предварительное распределение, его итоги станут известны в мае.

Ректор БГУ Сергей Абламейко еще в феврале высказывал опасение, что вузы Беларуси могут столкнуться со сложностями в распределении.

Студентка пятого курса филологического факультета БГУ рассказала Naviny.by, что чудом нашла место учителя немецкого языка в школе:

«Искала сама, потому что в университете сказали, что заявок в Минске на учителей немецкого нет. Мне было бы удобнее получить свободный диплом, без обязанности отрабатывать. Например, с ним я бы могла устроиться на место учителя, который уходит в декрет, такие места появляются часто. Однако по распределению меня брать на замену не хотят. Если бы я не нашла сама работу, пришлось бы отправляться преподавать немецкий или английский (мой второй язык) куда-нибудь километров за двести от Минска, жить там за триста рублей и, может, еще жилье снимать».

И такая ситуация — не исключение. Согласно данным исследования, проведенного по заказу Общественного Болонского комитета, 65% студентов представители администрации вуза рекомендовали искать работу самостоятельно, ссылаясь на недостаток заявок от нанимателей.

Почти треть искали место работы по распределению и нашли, а 19% не нашли и прекратили поиски. 57% опрошенных считают, что государство с помощью системы распределения затыкает дыры там, где никто не хочет работать из-за плохих условий труда и жизни.

 

Свободного диплома не будет

В течение года «Студенческая фабрика мысли» («Братство организаторов студенческого самоуправления», БОСС), проводила встречи со студентами по вопросам распределения. Как отметил руководитель проекта Дмитрий Варнашов, оптимизма среди молодых людей в части перспектив найти работу и распределиться не наблюдается.

«Очевидно, что в вузах есть ориентация на то, чтобы выпускники, которые подлежат распределению, приносили персональные заявки. Их предупреждают, что свободного диплома не будет. Причем в некоторых вузах студентов собирали несколько раз, чтобы донести эту мысль», — отметил Варнашов.

Хотя институт распределения функционирует уже много лет, среди студентов по-прежнему бытует много мифов по поводу распределения, информации о правилах и законодательной базе явно не хватает, сказал Варнашов.

«Мы проводили опрос среди людей, которые приходили на консультации в регионах. Согласно предварительным данным, больше половины к институту распределения относятся негативно. А те, кто воспринимает положительно (около четверти ответивших на вопросы анкеты), отмечают, что было бы хорошо распределиться, да работы нет», — рассказал собеседник Naviny.by.

Среди опрошенных студентов последних курсов большинство не работает, а среди работающих (около 25%) треть занята не по специальности.

 

Подготовка невостребованных специалистов — деньги в песок

Работа не по специальности — это допустимый в некоторых случаях вариант трудоустройства, однако, сказал Дмитрий Варнашов, в таких случаях возникают вопросы о целесообразности государственных затрат на подготовку тех или иных специалистов.

Например, известны факты, когда накануне распределения в вузы приходили представители МВД, Госпогранкомитета и Минобороны, которые ищут новые кадры среди выпускников несиловых вузов:

«Так, выпускникам архитектурного факультета БНТУ предлагали работу в милиции. Отмечу, что в силовых структурах, заявки которых на молодых специалистов в приоритете, можно пойти работать и по специальности. Однако в данном случае речь шла о работе в департаменте охраны. Это неправильно, когда дипломированный архитектор, в подготовку которого шесть лет налогоплательщики вкладывали деньги, будет ходить с дубинкой — патрулировать улицы».

Вузы не горят желанием поднимать вопрос подготовки невостребованных специалистов. В противном случае им придется сокращать набор, а с ним и ставки преподавателей. Вот и выходит — «в стране поддерживают иллюзию востребованности кадров, а на самом деле деньги налогоплательщиков уходят в песок».

Идеальное распределение — это добровольное распределение, считает Дмитрий Варнашов.

«Исключением может быть распределение целевиков, а также молодых специалистов по специальностям, по которым наблюдается устойчиво неудовлетворенный спрос (медики и учителя, например). Именно это и рекомендовано Беларуси в дорожной карте, которую страна подписала после вступления в Болонский процесс. Иначе институт распределения является фикцией и профанацией», — отметил эксперт.

Он уверен, что «если бы распределение было свободным, экономика в целом бы не пострадала, а проиграли бы только убыточные предприятия, не способные платить достойную заплату работникам».

По мнению Дмитрия Варнашова, Беларуси «нужна программа поддержки молодежи на рынке труда. Например, можно ввести налоговые льготы для нанимателей, которые берут на работу или стажировку молодых специалистов. Это, а не обязательное распределение, может помочь нашей экономике».