Национальному банку не дали мегаполномочия

Ни одной стране не удалось сохранить плановую экономику, основанную на госсекторе, и обеспечить при этом быстрое развитие фондового рынка.

В Беларуси этой весной принята Стратегия развития финансового рынка до 2020 года. Изначально предполагалось, что выводить финансовый рынок на новые рубежи будет Национальный банк, который станет регулятором страхового сектора и рынка ценных бумаг. Однако, по сведениям БелаПАН, в этом году полномочия мегарегулятора Нацбанку предоставлены не будут.

Фото пресс-службы президента

Два регулятора лучше чем один?

Стратегия развития финансового рынка до 2020 года, утвержденная пару недель назад, предполагает, что за ближайшие пару лет должно быть обеспечено динамичное развитие всех сегментов, в том числе рынка ценных бумаг и страхового рынка. И даже прописаны конкретные либеральные шаги, благодаря которым эту цель планируется достичь.

Изначально, когда стратегия еще только разрабатывалась, предполагалось, что выводить финансовый рынок на новые рубежи будет Национальный банк — именно он должен был стать мегарегулятором всех сегментов финансового рынка.

В 2016-м, когда под эту задачу Нацбанк уже собирал новых людей и готовил для них кабинеты, вопрос о мегарегуляторе был отложен на год. Ожидалось, что соответствующие полномочия белорусскому центробанку могут быть предоставлены в 2017 году, однако этого так и не случилось.

Белорусский Нацбанк будет по-прежнему регулировать деятельность микрофинансовых организаций, форекс-компаний и лизинговых структур, а за Минфином останется рынок ценных бумаг и страховые организации.

«На государственном уровне существует убеждение, что диверсифицированная модель контроля за финансовым рынком более эффективна, когда два регулятора дополняют друг друга», — сообщил БелаПАН эксперт в финансовых кругах.

При этом он констатировал, что развитие финансового рынка зависит не только от того, какая модель регулирования избрана, но и от ситуации на микроуровне.

Государственные предприятия все еще уповают на господдержку и не стремятся искать финансирование путем выпуска ценных бумаг, а государственные страховые организации, которые сейчас курирует Минфин, пытаются сохранить существующие преференции и либеральных изменений также не хотят.

«У нас высокая концентрация государственной собственности, и регулятор поэтому совмещает и владельческий надзор, и регуляторный надзор», — отметил в беседе с корреспондентом БелаПАН эксперт в финансовых кругах.

Вопрос кто кого и как регулирует, возможно, в Беларуси вообще никогда бы не поднимался, если бы сегменты финансового рынка динамично развивались, и они вносили значительный вклад в экономику. Увы, это не всегда так.

На рынке лизинга, например, который находятся под крылом Нацбанка, видно движение вперед — в этом году благодаря усилиям регулятора снимаются барьеры на пути развития лизинга жилья для населения, а в скором будущем появятся другие виды лизинга — нематериальных активов и так называемый партнерский лизинг.

В то же время на рынке ценных бумаг и страховом рынке, за регулирование которых отвечает Минфин, большого развития не видно.

Дело в регуляторе или не только?

 

Для плановой экономики рыночные инструменты не подходят

Судя по данным Минфина, за последние шесть лет рынок ценных бумаг и страховой рынок больших изменений не претерпели, и роль этих сегментов в экономике остается весьма скромной.

За 2010-2016 гг. отношение страховых взносов к ВВП увеличилось с 0,82% до 1,05%, что вряд можно назвать прогрессом. Рыночная капитализация белорусского рынка ценных бумаг сегодня также оставляет желать лучшего. По данным Минфина, капитализация рынка к ВВП составила в прошлом году немногим более 2,5%, а рыночная цена в 2016-м рассчитывалась по акциям только 63 акционерных обществ из 4,6 тысячи.

Даже госорганы сегодня признают, что основная причина создавшейся ситуации состоит в высокой концентрации ценных бумаг у государства — почти три четверти всех акций находятся в ведении республиканских и местных органов управления

«Повышение уровня ликвидности фондового рынка в нынешних условиях невозможно без активизации обращения акционерного капитала, находящегося в государственной собственности», — говорится в отчете Департамента по ценным бумагам Минфина за 2016 год.

Парадокс состоит в том, констатируют эксперты, что существующие условия не способствуют повышению ликвидности фондового рынка, а действуют обратным образом.

«Государство вместо того чтобы продавать госсобственность, стимулируя тем самым развитие частного сектора, наделило исполкомы преимущественным правом покупки акций сотен компаний», — отметил в комментарии для БелаПАН директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.

Преимущественное право исполкомов распространяется сегодня на акции предприятий, приобретенные населением в 1990-е в ходе льготной приватизации, а также на компании, которые перерабатывают сельскохозяйственную продукцию.

По данным Минфина, преимущественное право исполкомов установлено в отношении 317 акционерных обществ, что на 76 обществ больше, чем по итогам 2011 года, в котором такое право было введено.

«На одной рабочей группе уже обсуждался этот вопрос, даны соответствующие поручения и, видимо, преимущественное право исполкомов будет отменено», — сообщил БелаПАН эксперт в финансовых кругах.

Белорусские экономисты уверены, что только в случае сокращения доли госсектора станет развиваться в стране рынок ценных бумаг.

«Для того чтобы рынок акций развивался, в обращении должны находиться чьи-то активы. Фондовый рынок Беларуси сегодня — жалкое подобие рынка ценных бумаг, который существует в развитых странах. Пока в обращении не окажутся акции, принадлежащие государству, рассчитывать на развитие рынка ценных бумаг сложно», — полагает экономист Антон Болточко.

По его мнению, Нацбанк в рамках ограниченных возможностей старается принимать меры, способствующие развитию финансового рынка. «Однако регулятор сталкивается с отсутствием политической воли, которая позволяла бы осуществлять более глубокие изменения», — считает Антон Болточко.

По мнению наблюдателей, если бы рынок ценных бумаг и сектор страхования были переданы под регулирование Нацбанка, это способствовало бы более быстрому развитию финансового рынка страны.

«Нацбанк мог бы достаточно быстро, учитывая либеральные взгляды регулятора, выстроить более рыночные условия для развития фондового рынка и сектора страхования», — полагает Александр Чубрик.

Однако, подчеркивает он, концептуальная проблема заключается все-таки в госсобственности, которая доминирует в экономике.

«Развитый страховой рынок и фондовый рынок — характеристики экономики с доминирующим частным сектором. В мире не удалось ни одной стране сохранить плановую экономику, основанную на госсекторе, и обеспечить при этом быстрое развитие фондового рынка. Одно другому противоречит, так не бывает», — резюмировал Александр Чубрик.