Первомайский митинг в Гомеле. Ораторов и слушателей разделил турникет

У желающих попасть за турникеты дотошно, долго и нудно проверяли сумочки и карманы, прощупывали ноги, руки и спины.

В Гомеле 1 мая представители левых партий митингом отметили День солидарности трудящихся. Маёвка под красными флагами прошла на единственной в городе площадке, разрешенной для массовых мероприятий, не инициируемых властью — перед Домом культуры общества глухих «Випра».

Площадка для митинга была обнесена турникетами, были установлены камеры наблюдения. У желающих попасть за турникеты дотошно, долго и нудно проверяли сумочки и карманы, прощупывали ноги, руки и спины.

Корреспонденту БелаПАН пришлось перечислить по именам и фамилиям всех католических святых, картинки и иконки с изображением которых оказались в кармашке рюкзака. Милиционеры неспешно перебирали каждую картинку и иконку, проявляя неподдельный интерес к изображениям святых:

«А это кто? А вот это кто? — Это святой Максимилиан Кольбе, замученный в Освенциме фашистами. А это — блаженный Дон Альваро дель Портильо. А это — Иисус Христос и святой Иосиф в Назарете».

Милиционеры делали вид, что им очень интересно и не спешили пропускать желающих стать под красными знамена партии левых «Справедливый мир». Но и с флагами возникла заминка: первоначально милиция не пропускала и красные флаги, объяснив, что акцию заявлял Юрий Глушаков — председатель городской организации партии «Зеленые», значит, знамена должны быть соответствующие. Потом красные полотнища разрешили, но транспаранты, лозунги и растяжки пришлось оставить за заграждением.

«У нас был нормальные, социальные лозунги — о декрете № 3, о противодействии коррупции, о контрактной системе, платном образовании и медицине, никакого экстремизма. Я возмущен такими действиями милиции!» — высказался член партии «Справедливый мир» Владимир Секерко.

В итоге большинство людей решили не проходить за турникеты, а слушать выступления ораторов из-за забора.

«Меня не пустили с фотоаппаратом, мол, камера должна быть меньше четырех сантиметров, это возмутительно. Я пришел поддержать трудящихся в борьбе с капитализмом и мировым олигархатом», — рассказал житель Гомеля 40-летний Олег.

Сергей решил не идти внутрь площадки, так как считает процедуру досмотра унизительной. «Я родился в СССР, ходил на Первомай на демонстрации, и тогда не было заборов, турникетов и проверок. А сейчас я вижу, что в нашей стране уже построен концлагерь, и я против этого. Я не хочу, чтобы меня досматривали — я не преступник», — объяснил житель Гомеля.

Учительница на пенсии пришла поддержать трудящихся, но также не согласилась проходить через процедуру досмотра. «Я в сумке несу банку тунца и банку свеклы, а также белье, которое я выстирала и поутюжила, и несу своему отцу-ветерану. Я не желаю, чтобы кто-то руками прикасался к белью. Я здесь, чтобы выразить свою гражданскую позицию», — заметила пенсионерка.

Гомельчанин Михаил в молодости ходил на Первомай, потому что заставляли. «А сейчас я пришел сам, потому что чувствую в этом потребность — быть здесь, с людьми. Проверка эта унизительная, я не хочу, чтобы меня щупали», — заявил мужчина.

Через турникет первоначально милиция не хотела пускать и сопредседателя оргкомитета по созданию партии БХД Виталия Рымашевского — милиции не понравился бело-красно-белый флаг, который держал политик. Но без флага пустили, и Рымашевский выступил.

Он комплиментарно высказался о жителях Гомеля, которые не побоялись прийти на митинг 1 мая, и добавил, что данный праздник заслуживает, чтобы отмечать его на центральной площади, а не на отшибе.

«Раньше в Минске рабочие МАЗ, МТЗ, велозавода боялись выходить на митинги, чтобы не лишиться работы. Сейчас работы у них маловато — везде массовые сокращения, крупные предприятия уничтожены. Нам нужно понять, чтобы для того, чтобы отстоять наши права — политические, гражданские — нужно быть вместе. Только так мы защитим друг друга. Если вас не удовлетворяют политические партии, которые сейчас есть — создавайте свои», — предложил политик.

Юрий Глушаков перечислил проблемы, актуальные для страны, и сказал, что причин тому много, но одна из главных — «так называемые реформы, то есть разграбление ранее народной собственности, когда всю тяжесть кризиса возложили на простых людей».

«Все это делает, к сожалению, наше с вами белорусское государство, но заказчиком антисоциальных реформ выступают олигархи, МВФ, международная мафия, которая, с одной стороны, навязывает Беларуси тотальные кредиты, а с другой — диктует вот эти самые жесткие для народа условия: переход на платную медицину, повышение коммунальных платежей замораживание зарплат и так далее. А последняя капля была — декрет № 3», — высказался политик.

На митинге не обошлось и без 83-летней Марии Быстренковой, которая постоянно ходит на митинги и пикеты, несмотря на слабое здоровье.

«Зачем нам столько милиции, дармоедов, позор такой милиции! Они бездельники, стоят здесь сегодня, бабок щупают, мне 83 года! Страну допустили до чего? Можно ли было Лукашенко избирать на столько лет? Два года — и пусть идет, пересушивается, а вы ему дали власть, и он прыгает везде, мол, такой хороший. Что он мне хорошего сделал? Я перебиваюсь с куска хлеба, потому что лекарства импортные, дорогие. Какой он президент для народа? Он вредитель для народа!» — не сдержалась пенсионерка.

Ровно через час после начала митинг завершился. Его организатор Юрий Глушаков остался доволен количеством собравшихся и недоволен действиями милиции.

«Я благодарен тем, кто выступил и сказал, что наболело. Что касается позиции властей — тут нужно подходить к вопросу диалектически. Гомельский горисполком дал нам добро на этот митинг. Безусловно, это заслуга людей, которые вышли на улицы 19 февраля в Гомеле, не побоялись, и определенная добрая позиция была со стороны горисполкома. Я не доволен действиями милиции, которые создали крайне напряженную ситуацию в самом начале, которые своими тщательными действиями и проверками лишили возможности многих желающих поучаствовать в митинге. Вопиюще, что были задержаны люди накануне. Была встреча в горисполкоме, на которой замначальника УВД обещал, что все будет корректно, и я разочарован», — отметил политик.

После акции начались задержания. На улице Кожара в милицейский автомобиль препроводили зампредседателя ОГП Василия Полякова, на соседней улице Юбилейной была задержана журналистка Марина Дробышеская, которая сотрудничает с газетой «Новы час». Марину завезли в Железнодорожный РОВД. Там же оказалась и фрилансер Лариса Щирякова. На обеих журналисток составили протоколы по статье 22.9 КоАП (незаконное изготовление и распространение продукции средств массовой информации).

Кроме того, еще утром ОМОН задержал общественного активиста Бориса Аникеева. С 10 часов до 15 часов его продержали в Железнодорожном РОВД.