Граффитист Ларичев: на меня могут повесить весь социальный стрит-арт

Арт-менеджер и граффити-художник Олег Ларичев не исключает, что милиция попытается обвинить его в создании всех остросоциальных изображений, которые в последнее время возникали на стенах минских зданий. Такое предположение граффитист высказал БелаПАН 5 июня после суда, на котором его и его девушку Анну Новик судили по обвинению в мелком хулиганстве.

Олег Ларичев
Олег Ларичев

Ларичева и Новик задержали в ночь на 4 июня якобы за нецензурную брань. Больше суток молодых людей удерживали сначала в Октябрьском РУВД Минска, а затем в Центре изоляции правонарушителей на улице Окрестина.

Административные дела по ст. 17.1 (мелкое хулиганство) в отношении них рассматривались 5 июня в суде Октябрьского района столицы. Судья Валерий Семенов наказал Новик штрафом в размере 10 базовых величин (230 рублей), решение по Ларичеву он огласит утром 6 июня.

Художник отметил, что впервые в жизни сделал трафарет с изображением человека за решеткой в майке с логотипом «Белого легиона». В ночь на 4 июня он вместе с Новик отправился «опробовать его в более или менее безопасном месте».

«Мы с Анной прогулялись по району за железнодорожным вокзалом, нашли стенку — ограждение мусорки. Решили, что, даже если нас поймают, эта стенка никому не нужна. Нанесли один слой краски через трафарет и оставили его подсыхать», — сообщил Ларичев подробности.

Молодые люди оставили изображение незаконченным и отправились в сторону дома, поскольку испугались «каких-то подозрительных телодвижений во дворе», где они рисовали. На пути назад они увидели припаркованный синий микроавтобус, откуда «выскочили двое в штатском и потянули в машину».

В микроавтобусе люди, оказавшиеся сотрудниками милиции, заявили Ларичеву и Новик, что им якобы «позвонили и сообщили, что кто-то калякает на стене». Милиционеры отвезли задержанных к стене с трафаретом, оставили их в машине, а сами стали исследовать, что же было изображено на стенке. Из-за того, что трафарет не был завершен, «там ничего не было понятно».

«Они не знали, что с нами делать. Сначала мы долго сидели в бусе, потом нас привезли в РУВД. Там уже начали говорить про Шуневича и Балабу (постеры с сатирическими надписями о главе МВД Игоре Шуневиче и командире столичного ОМОНа Дмитрии Балабе. — БелаПАН.) Говорили, мол, наконец-то поймали тех, кто пишет надписи на стенемуралом] «Москва — Минск». Один из них спросил у меня, что я такого натворил, что за мной надо следить. Он знал, что мы шли через вокзал. Я спросил, следили ли они от подъезда, он кивнул», — сказал художник. Из разговора с милиционерами он сделал вывод, что за ним неоднократно следили по вечерам.

После задержания граффитист был уверен, что в отношении него заведут дело по факту повреждения имущества, но не за нецензурную брань. Тем не менее перед судом 5 июня Ларичева снова привезли в РУВД, где у него «забрали на экспертизу телефон и настоятельно рекомендовали повиниться» в создании сатирических постеров с надписями про чиновников.

«Насколько я понял, они завели дело за трафарет. Такой документ я видел на экране компьютера [в РУВД]. Но я думаю, что на меня хотят повесить все эти надписи. То есть появился какой-то остросоциальный стрит-арт, Шуневич, Балаба и Мясникович (председатель Совета Республики Михаил Мясникович. — БелаПАН.) обиделись. Милиция никого поймать не может, но на кого-то нужно повесить. Из-за того, что комментирую все это я, они, наверное, решили, что это я виноват, но доказать не могут. Почти на все [эпизоды появления постеров] у меня есть алиби. Когда появилась первая надпись, я вообще сидел на Окрестина», — заявил граффитист.

Олег Ларичев — организатор фестиваля уличного искусства Urban Myths и куратор стрит-арт-сообщества Signal. На странице сообщества в соцсетях публиковались фотографии граффити и постеров с изображением белорусских чиновников, колючей проволоки на мурале о дружбе Минска и Москвы. Авторы большинства этих работ неизвестны.