«Человека лишают свободы, он там сидит, а у него еще и долги накапливаются»

Предприниматели поддерживают решение правительства дать возможность находящимся под стражей предпринимателям приостанавливать деятельность.

Фото носит иллюстративный характер

Решение белорусского правительства дать возможность находящимся под стражей предпринимателям приостанавливать деятельность «закрыло определенную брешь в нашем несовершенном законодательстве». Такое мнение в интервью БелаПАН высказал руководитель Ассоциации малого и среднего предпринимательства юрист Сергей Балыкин.

Согласно решению Совмина № 446 от 13 июня, предпринимателям, находящимся под стражей, разрешено приостанавливать деятельность, обращаясь к администрации исправительного учреждения. Согласно документу, ИП вправе прекратить свою деятельность в порядке, предусмотренном существующим положением о ликвидации субъектов хозяйствования, либо приостановить деятельность в случае применения к нему меры пресечения в виде содержания под стражей или отбывания наказания в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах органов госбезопасности по приговору суда. Для этого нужно представить в регистрирующий орган заявление через администрацию учреждения уголовно-исполнительной системы.

Как отметил Сергей Балыкин, когда индивидуальный предприниматель попадает в места лишения свободы либо в СИЗО, при этом не важно, в каком преступлении его обвинили, связанном или не связанном с коммерческой деятельностью (убийство или неуплата налогов в крупном размере), он лишается возможности осуществлять предпринимательскую деятельность.

При этом, по словам юриста, согласно законодательству, если предпринимательская деятельность не осуществляется в течение 24 месяцев, ИП могут ликвидировать во внесудебном порядке. Кроме этого, если ИП не подал заявление о приостановлении или прекращении предпринимательской деятельности, у него остаются обязанности уплачивать взносы в Фонд социальной защиты населения (на сегодня около 1 тыс. рублей в год), подавать декларации о доходах и тому подобное. «Получается, что человека лишают свободы, препровождают в СИЗО, он там сидит, а у него еще и долги накапливаются по взносам, штрафам, пени. И выходит человек на свободу, а ему все это предъявляют», — пояснил Балыкин.

По его мнению, такая ситуация — абсурдная. «Ранее для таких предпринимателей не было механизма приостановления деятельности, теперь появился. Например, для женщин-предпринимателей, уходящих в декретный отпуск, механизм был разработан, еще для ряда категорий ИП, а для заключенных — нет. Теперь ИП, находящийся в местах лишения свободы, может подать заявление через администрацию исправительного учреждения, сам приостановить деятельность и избежать неприятных последствий», — отметил Балыкин.

Он отметил, что ранее можно было подавать заявление о ликвидации ИП через адвоката, но «все ликвидационные процедуры, сидя в тюрьме, невозможно провести».

По его словам, теперь устранили определенное противоречие в законодательстве, облегчили жизнь заключенным ИП. «Безусловно, данное решение — разумное и необходимое в рамках наших условий для работы предпринимателей. Надо было устранить брешь в несовершенном законодательстве, и это сделали. Хотя проще было бы не создавать такие условия ни для кого: не принимать нормы по обязательной уплате взносов в ФСЗН, по внесудебной ликвидации и прочее», — считает руководитель бизнес-союза.