Инфляция в Беларуси вышла на исторический минимум

По итогам года рост цен может не превысить даже 7%, хотя правительство прогнозировало не менее 9%.

В Беларуси по итогам года уровень инфляции может сложиться даже ниже озвученных Министерством экономики 7%, но следует также учитывать теоретические риски для роста цен.

Такое мнение высказала финансовый консультант форекс-компании «ТелетрейдБел» Жанна Кулакова, комментируя БелаПАН инфляционные ожидания Министерства экономики.

По расчетам правительства, инфляция до конца года не превысит 7% против прежних 9%, сообщил журналистам 26 июня первый замминистра экономики Дмитрий Крутой.

«И это мы пока осторожно закладываем, — добавил он. — Пять месяцев закончили с инфляцией в 2,7%. Это исторический минимум, поэтому вообще ожидаем меньший показатель — в 6-6,5%».

Как отмечает Кулакова, Нацбанку действительно удалось обуздать инфляцию: темпы роста цен снижаются уже много месяцев подряд, и уже три месяца инфляция в годовом выражении не превышает 6,5%. По итогам мая годовая инфляция замедлилась до 6,1%, это фактически рекорд.

Главной антиинфляционной мерой регулятора остается строгий контроль за темпами роста широкой денежной массы. Кроме того, снижению темпов роста цен способствует процентная политика Нацбанка и некоторые другие факторы.

«Думаю, что по итогам года уровень инфляции будет даже ниже 7%, озвученных Министерством экономики. Никаких предпосылок для ускорения темпов роста цен не просматривается», — отметила финансовый консультант.

По ее словам, если и можно выделить какие-то риски, то чисто теоретически. Например, к росту инфляции может привести включение печатного станка, масштабное накачивание предприятий бесплатными деньгами, искусственное завышение зарплат.

«Но практика показывает, что власти не спешат прибегать к таким мерам, даже несмотря на амбициозные задачи по росту зарплат, стоящие перед ними. Национальный банк этого не допустит», — полагает Кулакова.

«Еще один чисто теоретический риск — резкое снижение процентных ставок в экономике, но и это маловероятно: мы видим, что регулятор очень осторожно подходит к таким вопросам, и несмотря на тенденцию к снижению ставки рефинансирования, ее уровень по-прежнему в два раза превышает годовую инфляцию», — дополнила эксперт.

Как отметила Кулакова, негативно повлиять на инфляцию может высокая долларизация белорусской экономики. По последним данным, доля валютной составляющей широкой денежной массы (ШДМ) находилась на уровне 67%.

«Это меньше, чем год назад, но все равно немало. Из-за этого любые курсовые колебания тут же находят свое отражение в динамике объемов ШДМ. Если, к примеру, резко вырастут курсы иностранных валют, то объем ШДМ ощутимо возрастет, что может негативно сказаться на инфляции. Но это, опять же, маловероятно: колебания курсов на 5-10% проходят для инфляции безболезненно, а обвалов на десятки процентов не предвидится», — пояснила эксперт.

Беларусь с показателем 2,7% заняла седьмое место на территории бывшего СССР по росту потребительских цен в январе-мае 2017 года, свидетельствует проведенный БелаПАН анализ данных национальных органов статистики.

Первая Украина (6,2%), опередившая в мае Азербайджан (5,9%), далее следуют Молдова (5,3%), Таджикистан (5%), Грузия (4,2%) и Казахстан (3,3%). В Литве цены увеличились на 2,6%, в Эстонии — на 2,5%, Кыргызстане — на 2,4%, Армении — на 2,1%, Латвии — на 1,8%, России — на 1,7%. В Туркменистане опубликованы данные за первый квартал (рост цен на 2,29%). Из Узбекистана информации нет.

 

  


  • Не главное сколько ты получаешь, а сколько остаётся в конце месяца-- сальдо.