«Проблему надо решать радикально». Неплатежи несут угрозу Беларуси

Просроченная кредиторская и дебиторская задолженность организаций несет угрозу экономической безопасности Беларуси. Такое мнение высказал заместитель директора Центра системного анализа и стратегических исследований Национальной академии наук Георгий Гриц, комментируя последние данные статистики.

Неплатежи несут угрозу экономической безопасности Беларуси
Фото с сайта gazeta.ru

На 1 мая 2017 года просроченную кредиторскую задолженность имела 1221 организация промышленности, или 74,6% (на 1 мая 2016 года — 76,9%), просроченную дебиторскую задолженность — 1445 организаций промышленности, или 88,4% (на 1 мая 2016 года — 88,5%).

Просроченная кредиторская задолженность за четыре месяца этого года увеличилась на 0,5% и составила 2 млрд 697,1 млн рублей. Просроченная дебиторская задолженность выросла с начала года на 8% и на 1 мая составила 4 млрд 75 млн рублей.

Неплатежи несут угрозу экономической безопасности Беларуси
Георгий Гриц
«Это проблема, действительно, очень актуальная. Недавно состоялось по данной теме специальное заседание межведомственной комиссии при Совете безопасности. Просроченная кредиторская и дебиторская задолженность организаций несет угрозу экономической безопасности Беларуси», — сказал БелаПАН Георгий Гриц.

Он отметил, что доля «плохих» долгов на 1 июня составляет 14,2%, тогда как пороговой угрозой безопасности является 10%.

По его словам, в первую очередь под угрозой находится банковская система, потому что затраты по обслуживанию процентов по кредитам превышают затраты на сумму кредита. «Это и есть проблема и угроза — как вернуть старые накопившиеся долги», — отметил эксперт.

При этом он заметил, что всё же темпы роста проблемных долгов в банках за последнее время снизились. Но это произошло не по причине улучшения финансового положения предприятий и роста эффективности экономики, а в связи, во-первых, с более жесткой кредитной политикой, во-вторых, с аккумулированием «плохих» кредитов другими структурами — в Банке развития и в Агентстве по управлению активами.

«Хотя Банк развития создавался для управления «плохими» активами, он стал высокодоходным, в том числе за счет перенаправления плохих долгов в то же агентство. Но у последнего за год работы хороших результатов не получилось», — сказал Гриц.

По его мнению, проблему, как показывает мировой опыт, «надо решать быстро и радикально».

«Накопленные долги мешают развиваться и предприятиям, и банкам. Но автоматическое создание банков «плохих» долгов проблему не решает. Необходимо значительно быстрее банкротить или проводить санацию предприятий с большими просроченными долгами. Например, в США, они продаются с дисконтом до 90%. Но наше государство несет социальные обязательства и запрещает радикальное сокращение рабочей силы и перепрофилирование продаваемых инвесторам предприятий. Поэтому необходимы либеральные изменения в законодательство о банкротстве, необходимо разрешать сокращения, перепрофилирование, продажу не по рыночной цене и так далее», — отметил замдиректора центра.

Говоря о проблеме высокой доли просроченной дебиторской задолженности, Гриц отметил: «Это не новая проблема. Да, в ней есть угроза для предприятий с точки зрения вымывания оборотных средств и с точки зрения давления на директоров: ты освободи склады, или мы тебя посадим. Нет у предприятий и понимания, кому они отдают свою продукцию на реализацию или в рассрочку платежей. Да, рассрочка — это мировая практика, этим хорошо пользуются китайцы. Но Беларусь, одна из немногих стран, где нет нормальной оценки кредитоспособности предприятий-контрагентов. Хотя в мире есть много агентств, которые дают информацию о деловой репутации, финансовом состоянии, кредитном рейтинге и тому подобное. Но существует сложность и для контрагента получить информацию о белорусской компании. У нас возвратом внешних просроченных дебиторских долгов занимается генпрокурор. Давление государства приукрасить картину с данной проблемой приводит к тому, что мы имеем».