Как иностранные туристы собирали трактор «Беларус»

На Минском тракторном заводе прошла первая экскурсия, во время которой гостям дали возможность поучаствовать в сборке «Беларуса».

Американец Ханс Хеимургер на экскурсии по Минскому тракторному заводу аккуратно проделал все необходимые операции — и болты завинтил, и руль установил. Сказал со смехом, что самое сложное было для него — поместиться в кабину.

«Этот трактор легко собирать, им легко управлять и легко обслуживать, — поделился впечатлениями Ханс Хеимургер. — Кабина только тесноватая для моей комплекции. А так я внимательно слушал инструкции, и всё у меня получилось. В США есть подобные предприятия, только на них не попасть».

Ханс Хеимургер

Ханс Хеимургер приехал в Беларусь из Литвы, а потом отправится в Россию. Он пенсионер, времени много. Немало у него и интересов — мужчина радиолюбитель и очень интересуется техникой. За неделю в Беларуси побывал в Гродно, Бресте и в Жодино на БелАЗе. Очень приятные люди, говорит, наши соотечественники.

На МТЗ попал в первую группу, для которой не только провели экскурсию по заводу, но и дали поучаствовать в сборке трактора.

«Это первая экскурсия на МТЗ со сборкой, но на завод мы приглашаем желающих посмотреть на производство уже с февраля, — рассказал сотрудник предприятия Сергей Сидарович, который проводил экскурсию. — Цена рассчитана нашим планово-экономическим отделом — 9 рублей с участием в сборке. Наши гости даже документ подписывают с указанием домашнего адреса, по которому принимаются претензии по работе. Это шутка, конечно. Всё контролируется работниками предприятия, никаких сбоев в производственном процессе не будет».

 

 

Главный технолог предприятия Иван Козловский также считает, что рабочему процессу гости не мешали:

«Это такие же люди, как мы, знают, что такое гаечный ключ. Мы даем им поучаствовать в завершающем процессе сборки тракторов. Может, кто-то из белорусов, которые попадут на экскурсию, придет к нам работать, а кто-то больше узнает о предприятии, и это для нас реклама. Не думаю, что людям будет сложно справиться с той работой, которую мы им предложим. Сейчас все освоили андроид, а гаечный ключ уж точно не сложнее в использовании».

Проблем с освоением операций у Ханса Хеимургера не возникло: «Для меня, человека, который очень интересуется автомобилями, это было любопытным опытом. Я представлял производство МТЗ иначе — сложнее, что ли. А оказалось, что всё просто, если делать аккуратно и пошагово каждый процесс. И успевать на конвейере».

С конвейера каждые пять минут сходит готовый трактор, которому нужна разве что покраска. В день это порядка 100 тракторов, а в советские времена было 400. Но это были другие машины, другие времена и другие технологии, говорят на предприятии.

будущий программист Влад Миронюк (справа)

Работа была простая, рассказал школьник Влад Миронюк, который также принимал участие в экскурсии: «Надо было вручную вкрутить болт, а потом с помощью специального электрического приспособления закрутить его окончательно. Когда ставишь в кабине руль, ощущение, что трактор почти готов».

Игорь Миронюк

Влад знает, что на конвейере работать не будет — пойдет в программисты. Папа мальчика Игорь Миронюк с выбором профессии согласен. Говорит, что привел на предприятие сына не для того, чтобы тот знал, где будет работать, если будет плохо учиться. Просто приехала сестра из Швейцарии, вот и пришли за компанию.

гости из Швейцарии Ив и Наталья Ризен

До Швейцарии Наталья Ризен жила в Минске, работала на «Интеграле» и цеха МТЗ могла себе только представить. Ее муж Ив Ризен, который трудится в сфере ИТ, тем более. «В нашей маленькой стране нет подобных предприятий. Мы часто приезжаем в Беларусь, слышали о вашем тракторе, но никогда на предприятии не были. И поэтому мне здесь очень интересно», — рассказал Ив.

Иву Ризену на экскурсии по заводу помогала переводчица

Гости трудились на конвейере длиной 275 метров, где собирают тракторы в 50-100 лошадиных сил, и участвовали в сборке трактора «Беларус-82» — модели простой, мощностью 81 лошадиная сила, которая годится для разных работ на селе — может и пахать, и грузы перевозить.

А вот протяжное «Вау-у-у» экскурсанты издали, когда увидели «Беларус-4522». Сергей Сидарович рассказал, что этот трактор — новая модель, презентованная в конце прошлого года, имеет мощность 450 лошадиных сил. Именно этот трактор ехал первым среди техники МТЗ на недавнем параде. Может выполнять энергоемкие сельскохозяйственные работы, благо, силы много, а двигатель — импортный шестицилиндровый.

Еще гости удивлялись, когда Сергей Сидарович рассказывал про масштабы предприятия: территория — более 154,5 га, расстояние между проходными — около двух километров. А еще есть свое радио, своя газета, которая выходит два раза в неделю немаленьким тиражом — 6 тысяч экземпляров. Свои оздоровительные детские лагеря, центры отдыха и поликлиника.

Ив и Наталья с удовольствием фотографировались возле тракторов и пока закручивали гайки. Однако Ив всё удивлялся, когда узнал цену экскурсии: «Не могу даже представить, что можно в Швейцарии за 4,5 доллара купить. И еще не пойму — кто заплатил всем этим людям, журналистам. Их больше, чем нас».

Журналистов и правда было много. На них со страхом посматривали работники конвейера — производство все-таки, всякое может случиться.

Организаторы объяснили, что никто никому не платил, просто МТЗ — завод особенный для белорусской столицы. Вся послевоенная промышленность начиналась здесь. Сейчас на МТЗ работает более 20 тысяч человек, а продукция экспортируется по всему миру, вот и стараются журналистам показывать, что и как здесь происходит.

Наталья Ризен удивилась, что к ним такое внимание — вроде как на экскурсию пришли, а стали медиаперсонами. В общем, пришли за экзотикой и ее получили.

 

 

Фото и видео Сергея Сацюка