Пенсионная система. Кто остался в ловушке страхового стажа

Изменения в белорусское законодательство, повысившие планку страхового стажа, ввели одномоментно, переходный период не предусмотрели.

В Беларуси сократили обязательный страховой стаж для начисления пенсий военным и тем, кто ухаживал за инвалидами и стариками. Однако ловушка страхового стажа все равно осталась.

Фото Сергея Балая
При начислении пенсии учитывается общий трудовой стаж и страховой стаж. Годы, отработанные с уплатой обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН), дают право на получение пенсии, а от общего числа официально отработанных лет зависит размер пенсии. Пенсионные взносы платят и работодатель (28% от фонда заработной платы), и работник (1% заработка).

 

Кого освободили из ловушки

С 1 августа вступит в силу указ президента № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан», которым определенным категориям граждан предусматривается возможность назначения трудовой пенсии по возрасту при страховом стаже не менее 10 лет.

В частности, это касается граждан

- которые проходили военную службу (службу в военизированных организациях), но не приобрели права на военную пенсию. Право на трудовую пенсию по возрасту им предоставляется при наличии стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин;

- которые ухаживали за инвалидом первой группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся в постоянном уходе.

Сейчас в Беларуси требуемый стаж страховых выплат для начисления трудовой пенсии составляет 16 лет, а далее будет только увеличиваться — ежегодно на 6 месяцев до достижения к 2025 году 20 лет. А еще два года назад, чтобы получать пенсию, было достаточно пяти лет работы с уплатой страховых взносов. Исходя из этой нормы, люди строили свои профессиональные и жизненные планы.

Изменения же в законодательство, повысившие планку страхового стажа, ввели одномоментно, переходный период не предусмотрели. В результате многие белорусы попали в своеобразную ловушку и остались без пенсии.

Теперь для вышеперечисленных категорий граждан страховой стаж для начисления пенсии снижен.

 

Не хватило года в погонах

Попал в число тех, кто теперь надеется оформить трудовую пенсию, на которую из-за нехватки страхового стажа ранее права не имел, и 62-летний Иван Снитко из Лиды. Он остался без пенсии, потому что в страховой стаж не засчитали 19 лет службы в милиции, откуда мужчина уводился из-за конфликта с начальством в 1992 году. Снитко не хватило буквально одного года, чтобы получить военную пенсию.

Если военнослужащий не отрабатывает в силовых структурах необходимый стаж (раньше 20 лет, согласно новому указу — 10 лет), ему не только не назначается пенсия за выслугу лет, но все отработанное время не засчитывается в страховой стаж, а пенсия начисляется на общих основаниях. Это связано с особенностями начисления военной пенсии — государство как наниматель не платит за людей в погонах страховые взносы.

Те, у кого не хватает страхового стажа, могут рассчитывать только на социальную пенсию. Мужчины имеют право обратиться за ней в 65 лет, женщины — в 60 лет. Сегодня размер социальной пенсии — 91,91 рубля.

Иван Снитко после ухода из милиции дома не сидел — работал, но так получалось, что без оформления, а в последние десять лет — в охране на одном из предприятий Лиды. Благодаря этой работе у него есть около десяти лет стража с уплатой взносов в ФСЗН (годы службы в этот период не входят, но входят в общий трудовой стаж).

Грядущие изменения в законодательство о пенсионном обеспечении его очень обрадовали: «Это справедливо, что стали учитывать службу! Получается, по новому указу, у меня достаточно общего трудового и страхового стажа для начисления пенсии! Я планирую и дальше работать и получать пенсию».

По новому указу, для военных, которые отслужили 10 и более лет, обязательное условие начисления трудовой пенсии — наличие 10 лет страхового стажа. По предварительным подсчетам Снитко, страховой стаж у него около 10 лет, может немножко не хватить для назначения пенсии. Одно утешает — если будет недоставать каких-то месяцев, он успеет, благодаря новшеству в законодательстве, их доработать. Несколько месяцев — это все же не потерянные для начисления пенсии 19 лет службы в милиции.

А если трудовую пенсию Снитко назначат уже сейчас, у него будет доход около 300 рублей, а не несчастные 91 рубль с копейками социальной пенсии.

 

Страховой стаж уменьшили, но трудовой — увеличили

Координатор правовых программ Белорусского Хельсинкского комитета Дмитрий Черных в целом положительно оценил указ № 233. БХК активно лоббировал изменения в пенсионном законодательстве.

Как отметил Черных, указ устранил коллизию, которая состояла в том, что выплата пособия по уходу за инвалидом первой группы или лицом, достигшим 80-летнего возраста, прекращалась после того, как человек, который ухаживал, сам достигал пенсионного возраста. Теперь и по достижении пенсионного возраста можно продолжать получать пособие, если не назначена трудовая пенсия — до получения социальной пенсии. И этот период засчитывается в общий трудовой стаж.

Дмитрий Черных обратил внимание на еще одну особенность указа. Наряду со снижением до 10 лет страхового стажа, для людей, которые длительное время занимались общественно полезной деятельностью, увеличен общий трудовой стаж — до 35 лет для женщин и 40 лет для мужчин (для остальных остается 20 и 25 лет соответственно).

«Напомню, в трудовой стаж включаются учеба, служба в армии, социальные отпуска по уходу за ребенком до трех лет, периоды ухода за инвалидом первой группы и т.д., — сказал Дмитрий Черных. — Таким образом, указ сделал более справедливым пенсионное обеспечение для таких людей в части страхового стажа, но не в части трудового».

По сути, отметил эксперт, «увеличение трудового стажа сводит на нет уменьшение страхового и ведет к увеличению пенсионного возраста».

В частности, в уязвимом положении по-прежнему будут находиться женщины, «которые рожают много детей». Согласно законодательству, в трудовой стаж входит период отпуска по уходу за детьми до достижения ими возраста трех лет, но не более 9 лет в общей сложности. Тогда как по новому указу общий трудовой стаж должен составлять не менее 35 лет. Каким образом у женщин, которые фактически посвящают себя материнству, сформируется такой стаж, разработчики указа не говорят.

И только для матерей (отцов) пяти и более детей предусмотрена льгота — на пенсию можно выйти в 50 лет после уплаты в ФСЗН взносов в течение 5 лет.

 

Государство поступает несправедливо

Мама пятерых детей Ирина Хилько ушла на пенсию именно в 50 лет. Ей назначили пенсию в размере 170 рублей.

«Пенсия смешная, я продолжаю работать, благо, дети подросли. Старшим дочерям по 30 лет, еще двум девочкам — 16 и 14, а мальчику — 12. Родить ребенка не проблема, но вот вырастить, дать образование…» — рассказала многодетная мама в комментарии для Naviny.by.

Ирине Хилько как председателю Московской районной организации (Минск) Белорусской ассоциации многодетных родителей приходится нередко присутствовать на встречах с чиновниками:

«Они прямо говорят, что в казне нет денег на то, чтобы включить отпуск по уходу за ребенком в страховой стаж, и можно рассчитывать только на себя. Нам так и заявляли: «Вы воспитали хороших детей, вот и рассчитывайте на них. Пусть теперь дети заботятся о маме и папе». Но ведь государство также должно принимать участие. Женщина, которая родила белорусских граждан, должна рассчитывать на поддержку в старости. И быть материально независимой».

С одной стороны, говорит Ирина Хилько, когда рожаешь детей, о пенсии не думаешь. С другой, когда приходит время и уже не можешь работать, «становится обидно, ведь мама рожает, воспитывает детей, которые будут строить общество».

Многие женщины не работают, потому что не могут это делать физически — например, если в семье растет ребенок-инвалид или если детей много. «И откуда взять 35 лет общего трудового стажа, непонятно», — удивляется Ирина Хилько.

«Это неправильно, несправедливо, — уверена собеседница. — Раз государство предоставляет социальную льготу — три года отпуска по уходу за ребенком, возникает вопрос, почему этот период не идет в страховой стаж. Мы всегда поднимаем эту проблему, когда встречаемся с представителями Минтруда и Комитета соцзащиты Мингорисполкома. Однако нам отвечают, что пока есть то, что есть. Большая семья — это хорошо, но со стороны государства хотелось бы видеть более достойное отношение к матерям, чтобы они могли рассчитывать на поддержку в старости».

 

Указ не решил всех проблем

Указ № 233 «не устранил проблему ретроспективности, не предусмотрел переходный период для тех людей, которые попали в ловушку страхового стажа», обратил внимание Дмитрий Черных.

По его мнению, и этой позиции придерживается Белорусский Хельсинкский комитет, такие важные вопросы, как пенсионное обеспечение, необходимо регулировать не указами президента, а проводить как изменения в законе через парламент:

«В таком случае есть возможность публичной дискуссии, возможность организовать слушания. Теоретически парламент может не принять тот или иной законопроект, но в случае указа президента никакие действия невозможны».

 




Оставьте комментарий (0)
  • если з/п в конверте, то кто виноват?
  • если з/п в конверте, то кто виноват?
  • 1. Государство пытается скрестить западную страховую и советскую солидарную пенсионную систему, это врят ли возможно. 2. Я не понимаю, что мешает государству платить взносы в фсзн за военных(хотя бы за тех которых уволили раньше выслуги), декретниц, социальных работников.. - все они получают БЕЛЫЕ доходы от ГОСУДАРСТВА!
  • Работник так же уклонялся, вместо пенсии тогда на зону..
  • Работник так же уклонялся, вместо пенсии тогда на зону..
  • Я ЗА. Может тогда бы меньше молчали, требовали свои.
  • Страхового стажа нет. За службу в. Армии. Сами в ней служите и. Сами эту. Страну защищаете.
  • Страхового стажа нет. За службу в. Армии. Сами в ней служите и. Сами эту. Страну защищаете.
  • Какое тогда социальное государство? только прикрываются этим лозунгом!