Беларусь переросла своего первого президента

23 года назад Александр Лукашенко мастерски использовал постсоветскую растерянность «красного человека». Но сегодня система Лукашенко стала тормозом для Беларуси…

Тогда, 23 года назад, 10 июля 1994 года, Лукашенко стал триумфатором именно благодаря демократии, адептов которой потом не раз брезгливо назовет «дерьмократами». Во втором туре первых в Беларуси президентских выборов директор совхоза «Городец», набрав 80,6% голосов, поверг в прах могущественного, как считалось, премьера Вячеслава Кебича.

Фото photo.bymedia.net

Заметьте: Кебич, которого оппозиция полагала отпетым авторитаристом, не решился (а может, просто не имел достаточных рычагов) сорвать второй тур или сфальсифицировать его итоги.

Короче, механизм реальных выборов, реальной политической конкуренции сработал, вознеся Лукашенко, простого парня из деревни, на фантастическую высоту. И триумфатор прежде всего занялся методичным уничтожением этого механизма.

Сегодня вместо него — муляж. И ежу понятно, что единственную оппозиционерку с партбилетом в Палату представителей прошлой осенью тоже назначили (ну, скажем мягче — соизволили пропустить).

 

Застой массе уже не мил

Да, в 1994-м демократы, как обычно, были разрознены, выставили двух кандидатов, разорвавших голоса электората, ориентированного на укрепление независимости, подъем национального духа и европейское развитие страны.

Но по большому счету, Лукашенко выиграл потому, что на фоне высоколобых соперников-демократов с их витанием в эмпиреях показал себя гениальным популистом, виртуозом политического момента. Он мастерски использовал постсоветскую растерянность того «красного человека», феномен которого исследует Светлана Алексиевич.

Лукашенко пообещал вернуть светлое прошлое, во многом мифологизированное, — со стабильными ценами и прочими гарантиями примитивного социалистического рая. Народ, измученный хаосом на руинах империи, поверил.

Долгое время первый президент был реально популярным. Прежде всего потому, что за счет игры в братскую интеграцию и, соответственно, жирных российских субсидий удалось поднять уровень жизни до вполне устраивавшей массу белорусов триады «чарка, шкварка, подержанная иномарка».

Но потом эта удобная модель сломалась, как шарманка папы Карло. Заработки обвалились, попытка вновь поднять их печатанием пустых денег закончилась плачевно. И народ разлюбил кумира. Не случайно в прошлом году так серьезно наехали на НИСЭПИ, который ежеквартально давал рейтинги президента на основании национальных опросов. Рейтинги стали никудышные, и НИСЭПИ разгромили.

Теперь о рейтингах можно только догадываться. Но показательно, что над грянувшими в феврале — марте «дармоедскими» протестами (а они охватили все регионы и вовлекли в себя и тех, кто раньше относился к твердому президентскому электорату) реяла кричалка «Нет — декрету № 3, Лукашенко, уходи!» То есть протестовали не только против неумного документа, но и против очевидного уже и обывателю застоя власти.

Только вот теперь эту власть через избирательную урну черта с два сменишь. А попробуешь через улицу — огребешь так, что мало не покажется. Вспомните разгром Площади-2010, шесть лет тюрьмы для главного заводилы уличных протестов Николая Статкевича, наконец — крутую оснащенность и зловещую слаженность силовых структур, зачистивших Минск в День Воли 25 марта 2017 года.

 

Искусно маневрирует, но не меняет систему

Да, Лукашенко уже далеко не тот, что был в 94-м. И не только потому, что постарел, приобрел вальяжный консервативный лоск благодаря дорогим костюмам и со вкусом подобранным стилистами галстукам.

Ныне он аккуратно дистанцируется от России, а в периоды конфликтов и сам не прочь изобличить ее имперские замашки с пафосом, достойным пассионарного оппозиционера-эмигранта Зенона Пазьняка. Первый президент, прежде твердивший, что белорусы и русские — один народ, дал отмашку на вышиванки, мягкую белорусизацию, заговорил о древних истоках нашей государственности (IX век, Полоцкое княжество — короче, раньше Московии). То есть перенимает элементы идеологии как раз у «свядомых», которых столько лет третировал (впрочем, и сейчас не особо жалует).

Наконец, он сделал ставку на нормализацию отношений с Западом. Даже выпустил из-за решетки перед минской сессией Парламентской ассамблеи ОБСЕ «страшных боевиков» — фигурантов насквозь политического «дела патриотов».

Но все это — лишь маневры с целью сохранить (в том числе и оградив от опасных интенций восточного союзника) режим личной власти. Опасение пошатнуть ее блокирует все идеи даже осторожной трансформации анахроничной политической и экономической системы.

В окружении Лукашенко немало грамотных технократов, которые при иных установках сверху вполне четко могли бы реализовывать рыночные реформы. Причем у меня такое чувство, что дисциплинированные белорусские чиновники выполнили бы эту задачу образцово, за несколько лет превратив Беларусь в страну, которую хоть завтра можно смело принимать в Евросоюз.

У нас сильный, высокопрофессиональный МИД. Но посмотрите, чем вынуждены заниматься наши дипломаты. Они выгораживают недемократичный режим на международной арене. Им вменено в обязанность выполнять роль толкачей, впаривать иностранцам устаревшую продукцию нереформированных отечественных предприятий.

У нас немало мыслящих, патриотичных, но неудобных власти людей с проектами цивилизованных преобразований. Сегодня этих оппонентов режима держат в черном теле, в андеграунде, изображают деструктивными элементами, хотя направь их энергию в нужное русло — страна рванула бы вперед.

Но пускать эту слишком самостоятельную и амбициозную публику в правительство, парламент, даже местную власть — страшно. Это же надо создавать совсем другую конструкцию страны — с реальным разделением властей, политической конкуренцией, самоуправлением, нормальным гражданским обществом. Нет уж, дудки!

 

Тормоз — наверху

Один из рефренов президента таков: мол, я-то к реформам готов, но вы, народ, не готовы. Замечу, что сильный лидер должен иметь смелость и для непопулярных реформ, тянуть общество за собой, а не заигрывать с наименее продвинутой его частью.

У нас же как раз продвинутые слои общества де-факто дискриминируются, потому, в частности, что склонны к не санкционированной сверху активности да и в принципе более критичны по отношению к власти. Мозговитая молодежь уезжает из страны, потому что в чужих землях многим легче себя реализовать.

Вместе с тем, и тезис о неготовности широких масс к преобразованиям уже неубедителен. По данным Белорусской аналитической мастерской (Варшава, руководитель Андрей Вардомацкий), в апреле 78,9% белорусов ответили «да» на вопрос, нужны ли нашей стране экономические реформы. Причем из ответивших положительно 57,4% считают, что суть реформирования должна состоять в уменьшении роли государства в экономике.

Похоже, белорусы все четче понимают, что ставка на консервацию системы ошибочна. И что тормоз перемен — наверху. Страна переросла своего первого президента.

  


  • PestControl
    бред умалишенного.
  • PestControl
    бред умалишенного.
  • Валерий
    Совершенно нечему возразить,такой сценарий нам не нужен,да и опозиция у нас один срам,ничего не могут.
  • Александр Матвеюк
    Забыл про Польшу...
  • Анатолий Дрыгин
    Совершенно нечему возразить,такой сценарий нам не нужен,да и опозиция у нас один срам,ничего не могут.
  • PestControl
    Золотые слова. Только ватные олигофрены еще не осознали, что революция в сознании уже произошла. Рубикон ее был на Майдане. Все эти президенты шакалы - это всё прошлое. Общество сотрет их. Система переформатируется и всё больше людей будут бить её требуя реформ под свои нужды. Слом сознания уже произошел, не у всех конечно, но это лишь вопрос времени.
  • Danis Dushelub
    Нормальный обзор Класковского. "На зеркало неча пенять, коли рожа крива". И вещи надо называть своими именами. 23 года этому зоосаду. Кто-то уже в могиле, кто-то поумнел, да и целое поколение выросло... Ему какие совхозные ценности партсельхозактива втюхаешь? Растущему ребёнку родители каждый год новую одёжку покупают, а среднестатистический беларус давно уже неявно посылает Луку на "три весёлых буквы"... Он как поношенная одежда для доживающего жизненный цикл пенсионера. Пенсионеру и старый зонтик со старым пиджаком сойдёт, а парню или девушке в 23 года как-то такой ассортимент кажется несколько уёбищ...м. (Извините). Лукашенко морально и аморально устарел. Это факт.
  • А что там, в Польше?
  • У поляков, эстонцев реформы получились. Почему вы думаете, что белорусы не справятся?
  • kon paliton
    У поляков, эстонцев реформы получились. Почему вы думаете, что белорусы не справятся?
  • kon paliton
    один против
  • Гениальная логика: так давайте сидеть в заднице и дальше. Лучше поздно, чем никогда. Даже есть плюс: можно учесть ошибки других.
  • kon paliton
    Я не против реформ. Просто есть несколько аспектов. 1. "в апреле 78,9% белорусов ответили «да» на вопрос, нужны ли нашей стране экономические реформы.." - очень хорошо. Только хорошо бы ещё узнать, в курсе ли эти красивые проценты, что реформы это не есть гарантированный путь к немедленному процветанию? Что высока вероятность ухудшения их материального положения? И что процветание может наступить только в "пору прекрасную", в которую жить не придётся ни мне, ни тебе? Насколько велика готовность наших граждан все эти бедствия терпеть? Ну и прочие неприятные вопросы. А так никто не против, что лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. 2. "У поляков, эстонцев реформы получились..." - как говорится, это было давно и неправда. Польша была пилотный проект - вырвать страну из соцлагеря, поэтому туда вкладывались нещадно, чтобы сделать картинку для остальных соцстран типа "Будете слушаться нас, заживёте счастливо" ну и масса других нюансов. С какой стати будут вкладываться в нас? Утереть нос РФ? Побоку бедные Румыния и Болгария, проблемные Украина и Молдова и проч. - будем из Беларуси витрину делать? Эстония - в годы перестройки и чуть позже всё-таки был такой настрой: готовы терпеть несколько лет, чтобы потом жить хорошо. Для маленькой страны это в разы легче - сплотиться вокруг такой идеи. Мы же выбрали другой путь - без страданий и жертв. Которые оказываются в итоге неизбежными и наступают только сейчас. Можно ещё привести в пример реформы в Чили, но придется несколько тысяч несогласных соотечественников ликвидировать. Физически.
  • PestControl
    а что вас не устраивает с экономикой у оппов? я понимаю чиновников, их лишают источников доходов. но вам то чё? вы ничего не теряете. одни плюсы. у вас обо всем поверхностные сведения. вот посидите в интернете, ознакомьтесь с программами, кто и что предлагает. уже давно всем всё ясно, что делать. только маргиналы всё в поисках царя, а не действенных инструментов для себя. вот вам для затравки https://www.youtube.com/watch?v=2i-JO9bjFPI
  • 3. Что касается демократии, то я очень даже за свободные выборы, хотя бы чисто из спортивного интереса, кто сколько набрал и насколько обогнал. Но дело в том, что в мире нет альтернативы демократия или тирания, а есть - порядок или хаос. Порядок обеспечивается или через покупку (чарка, шкварка и проч.), или через силу. Чарок и шкварок в ближайшей перспективе не намечается, остается только прессинг, и осуществлять его будет любой, кто придёт к власти. Отдельная тема, что хоть на шкварку могут подкинуть Запад и Россия, но Запад не спешит, а России с какой стати подавать демократам, что её грязью поливают? 4. Поэтому реформы приведут не к улучшению, а к пониманию, что жить надо по средствам. Примерно на 200-300 у.е. в месяц. Хочешь больше - крутись, как хочешь.
  • 3. Что касается демократии, то я очень даже за свободные выборы, хотя бы чисто из спортивного интереса, кто сколько набрал и насколько обогнал. Но дело в том, что в мире нет альтернативы демократия или тирания, а есть - порядок или хаос. Порядок обеспечивается или через покупку (чарка, шкварка и проч.), или через силу. Чарок и шкварок в ближайшей перспективе не намечается, остается только прессинг, и осуществлять его будет любой, кто придёт к власти. Отдельная тема, что хоть на шкварку могут подкинуть Запад и Россия, но Запад не спешит, а России с какой стати подавать демократам, что её грязью поливают? 4. Поэтому реформы приведут не к улучшению, а к пониманию, что жить надо по средствам. Примерно на 200-300 у.е. в месяц. Хочешь больше - крутись, как хочешь.
  • один против
  • Андрей Ткачев
    Именно так и случится!
  • Олег Самойлов
    "...Куча денег будет потрачена на переписывание школьных программ и переиздание учеБников..." - вопросишко можно? А ГДЕ взять эту кучу денег? В тумбочке они только в анекдотах лежат, а на деле - ТОЛЬКО из движения товара появляются! ЧТО Белоруссия может предложить на мировом рынке?