Владимиру Мулявину установят не тот памятник?

В конкурсе на памятник Мулявину участвовало 16 проектов, и победила тогда работа Сергея Логвина. Но в Минске собираются устанавливать совсем другую скульптуру.

Памятник народному артисту СССР художественному руководителю ВИА «Песняры» Владимиру Мулявину на его родине в Екатеринбурге был открыт осенью 2014 года. С тех пор поклонники легендарного музыканта каждый год ждали, что и в Минске, на бульваре, носящем имя песняра, откроется памятник ему. И вот спустя три года чиновники подтверждают, что памятник появится к 950-летию белорусской столицы, которое будет отмечаться в начале сентября.

 

Памятник для Минска выбрали екатеринбуржцы?

В конкурсе на памятник Владимиру Мулявину участвовало 16 проектов, и победила тогда работа Сергея Логвина. Было принято решение, что и в Екатеринбурге, и в Минске будет установлена скульптура Сергея Логвина, то есть по одной модели будут отлиты оба памятника.

Памятник в Екатеринбурге установлен в октябре 2014 года. Деньги на него собирали всем миром — своими сборами делились БГА «Песняры», Свердловская музкомедия и их коллеги из Минска, Минкульт Беларуси открыл благотворительный счет.

Памятник Мулявину в Екатеринбурге. Фото uralpolit.ru

А вот по поводу минского памятника возникла интрига. Никаких дополнительных конкурсов не проводилось, однако объявлено, что на бульваре Мулявина будет установлена другая работа — скульптора Александра Кострюкова.

Проектный вариант будущего памятника Мулявину

Сам скульптор признался, что всей информацией о том, как его работа вдруг стала востребованной, не владеет. Кострюков не раз встречался с Владимиром Мулявиным, а после его смерти — со Светланой Пенкиной, вдовой песняра. Именно она утвердила надгробный памятник Владимиру Мулявину, созданный Александром Кострюковым.

Фото Василия Семашко

«Знаю, что в Екатеринбурге на заседании у губернатора утвердили мой проект. Памятник Владимиру Мулявину в Минске — это дар Свердловской области городу, в котором Владимир Мулявин состоялся как гениальный музыкант, — рассказал Александр Кострюков. — Ко мне в мастерскую приезжали представители Министерства культура Свердловской области, были здесь и дети Владимира Георгиевича. В общем, в какой-то момент поступила команда от Министерства культуры Беларуси срочно делать памятник. Уже выбрана площадка на бульваре Мулявина, кроме памятника там предусмотрено сооружение небольшой сцены, и, я полагаю, это место станет знаковым в нашем городе».

Скульптор подчеркнул, что он рад выполнить эту работу, внести свой вклад в копилку добрых дел памяти великого музыканта.

По словам Кострюкова, высота памятника буде всего два метра — этого достаточно, чтобы памятник вписался в предложенную площадку, и в то же время он не будет «давить» на людей, гуляющих по бульвару:

«Владимир Георгиевич был очень скромным человеком, и мой замысел в том, чтобы показать его настоящего, чтобы, образно говоря, поклонники могли посмотреть в глаза».

 

Памятник как основа культурно-ландшафтного комплекса

Как рассказал Naviny.by генеральный директор Белгосфилармонии Александр Гарбар, со скульптором Александром Кострюковым состоялось несколько встреч, сейчас идет процесс обсуждения проекта памятника на уровне Минкульта. По заказу руководства филармонии разработан эскизный план благоустройства бульвара Мулявина. Планируется, что здесь будет не только памятник, но и фонтан, клумбы и сцена.

Памятник Мулявину предполагается установить примерно на этом месте, недалеко вот от этого дерева. Фото Сергея Балая

«Всё это довольно дорого, даже клумба, но наши артисты настолько загорелись этой идеей, что готовы привезти цветы со своих дач», — сказал Александр Гарбар. Он напомнил, что возле филармонии заложена Аллея славы, где посажены именные ели ныне здравствующих народных артистов Беларуси и СССР. В ближайших планах — Аллея звезд, на которой будут увековечены имена ушедших народных артистов — Владимира Мулявина, Евгения Глебова, Светланы Данилюк, Виктора Вуячича и других.

Также в планах руководства филармонии — летняя концертная площадка на бульваре Мулявина. «Здесь всегда отдыхают люди, — говорит Гарбар. — Наши музыканты могут летом перенести репетиции с классов на улицу — уверен, горожане с удовольствиям будут слушать музыку. Моя мечта, чтобы на бульваре вместе с памятником песняру появился целый культурно-ландшафтный комплекс, и это место стало популярным среди любителей музыки».

 

О нормах этики и соблюдении закона

«О том, что в Минске будет уставлен памятник Владимиру Мулявину, созданный моим коллегой Александром Кострюковым, я узнал из прессы, — поделился Сергей Логвин. — Также мне известно, что дочь песняра Марина Владимировна сплотила вокруг себя команду, которая лоббировала работу Кострюкова. К слову, он тоже участвовал в конкурсе, но победил тогда я. Вмешиваться в ход событий я не буду, просто хочу, чтобы соблюдались нормы этики и закона».

Между тем, по условиям договора с Сергеем Логвиным, за первый памятник работа автора оплачивалась долевым способом: часть выплатила администрация Свердловской области, часть — Минкульт Беларуси. Напомним, что памятник на Урале стоит уже три года. Скульптор получил то, что причиталось от российской стороны, белорусских же денег по сей день не держал в руках.

Говоря о соблюдении норм закона, Сергей Логвин подразумевал тот факт, что по поводу нового памятника не проводился конкурс, нет решения Республиканского монументального совета.

Между тем, чиновники активно говорят об установке памятника: где, когда и кто автор. Председатель Республиканского монументального совета Михаила Борозна отказался комментировать происходящее, однако рекомендовал по этому вопросу обратиться в Минкульт. Отписка из министерства на наш письменный запрос достойна публикации.

А раз в ответе только общие слова, то остается много конкретных вопросов.

«Сложившаяся ситуация возмущает скульпторов: есть ряд интересных работ, но не было возможности показать их, — говорит председатель Белорусского союза художников Григорий Ситница. — Есть закон, и в нем четко прописаны все процедуры: сперва объявляется конкурс, выбирается лучшая модель, проводится тендер на исполнение. Республиканский художественный совет принимает работу от эскиза до готовой скульптуры. Всем интересно, где, когда и в каком персональном составе жюри состоялось заседание и каким образом выбрали именно эту работу, но ответа на эти вопросы нет».

Судя по всему, члены БСХ намерены требовать, чтобы процедура выбора памятника прошла в соответствии с нормами закона.

Резюмируя, отметим, что никто не против памятника Владимиру Мулявину, никто не против работы Александра Кострюкова и его лично. Но кулуарность принятия решений, игнорирование требований закона и игра в молчанку чиновников Минкульта не могут не вызывать возмущения.