В поисках легалайза. Белорусы едут на парад марихуаны

Naviny.by выясняли, кому выгоден такой тур и готовы ли к легализации «травки» сами белорусы.

15 жителей Беларуси через несколько дней отправятся в «образовательное путешествие» в Берлин. Всего за 80 долларов участники смогут добраться до Германии, посетить Музей конопли и принять участие в Hanfparad-2017 — демонстрации за легализацию марихуаны. Naviny.by выясняли, кому выгоден такой тур и готовы ли к легализации «травки» сами белорусы.

 

 

Актёр театра имени Янки Купалы Артём Бородич, солист регги-группы Botanic Project Клим Моложавый, известный минский парикмахер Паша Яцкевич, — этих людей объединяет внушительный срок за распространение марихуаны. Причем в обществе нет однозначного мнения, стоит ли жестко наказывать любителей «травы». Некоторые даже призывают легализовать коноплю в Беларуси.

 

Зачем белорусам ехать на парад конопли и кто оплачивает путешествие?

«Это первое мероприятие из всех, которые мы планируем проводить, — рассказывает один из организаторов тура в Берлин Петр Маркелов. — Хочется добиться объективного отношения к марихуане в обществе, чтобы люди понимали разницу между вредом, который наносит алкоголь, курение, а также употребление других веществ. Кроме того, к белорусам, имеющим дело с марихуаной, применяется слишком тяжелое наказание. Мы хотим исправить ситуацию и ввести разграничение ответственности за хранение, транспортировку и потребление «травы» в зависимости от количества и типа вещества. То, что происходит сейчас, приводит к тому, что люди начинают употреблять спайсы и другие синтетические продукты, которые намного опаснее марихуаны».

По словам Маркелова, во время путешествия группа сможет посетить музей марихуаны под Берлином. Желающие примут участие в параде, который проводится уже 21 год.

«Это всегда мирная демонстрация с выступлениями музыкантов и активистов, которые борются за легализацию марихуаны», — подчеркивает собеседник.

 

легализация марихуаны в Беларуси
Петр Маркелов

 

Объясняя, почему поездка обойдется участникам всего в 80 долларов, а тем, кто младше 25, даже в 60, Петр Маркелов пояснил: «Какую-то часть средств выделяет американская организация Students for liberty, имеющая представителей по всему миру. Часть помощи идет от организаторов парада, которые борются за декриминализацию марихуаны. Важно донести до общества, что разговоры о вреде марихуаны преувеличены, а неосознанные запреты наносят куда больше вреда. Вот почему им выгодно, чтобы приезжало больше людей».

Отвечая на вопрос, не страшно ли организовывать подобные поездки при действующем жестком законодательстве, Маркелов отметил: «Нас постоянно пугают, но мне тяжело смотреть, когда в Беларуси огромное количество людей сажают на такие большие сроки. Могли бы работать, развивать экономику страны, а они просто сидят в тюрьме».

 

Нужен ли белорусам легалайз?

Сына лидера движения «Матчын рух 328» Ларисы Жигарь осудили «за траву» на 8 лет, едва тот достиг совершеннолетия.

«В общем-то, я против всех наркотиков, — реагирует женщина на новость о том, что в интернете белорусы  собирают подписи за легализацию травы. — Правда, стоит дилемма. Мне кажется, если бы легализовали этот, все-таки, легкий наркотик натурального происхождения, тогда не нужны были бы спайсы. Сейчас в Беларуси за марихуану сидит много людей. Сроки просто громадные! В то же время, есть много стран, где она легализирована и декриминализирована. Курили и в Афгане, и во время Великой отечественной войны. Как-то победили, никто не стал дураком».

Отвечая на вопрос, не беспокоится ли собеседница за белорусов, которые отправятся на Hanfparad, женщина отметила: «Страх и риск за них есть. В нашей стране такое чревато последствиями, но пусть едут.  Наше общество привыкло к стереотипу, что наркоман — «конченый человек». В общем-то, всех гребут под одну гребенку: тех, кто покурил марихуану, укололся, употребил спайс или просто постоял рядом, но не в тот момент и не в том месте — каждый получает срок. Мне кажется, что пора стирать стереотипы, хотя в Беларуси с этим трудно. Почему-то, алкоголик — это алкоголик, типа ничего страшного. Читаешь сводки — жутко, сколько людей погибает на почве алкоголя. Наркоман — прежде всего, это болезнь».

 

легализация марихуаны в Беларуси
Павел Стефанович

 

«Я бы не поехал на Фестиваль конопли, — говорит Павел Стефанович, экс-кандидат в депутаты, который предлагал легализовать в Беларуси марихуану. — Я как человек никогда не употреблявший заинтересован только в том, чтобы людей перестали за это сажать. Конечно, марихуану можно использовать в сельском хозяйстве или еще как лекарство, но есть люди, которые подходят к проблеме гораздо глубже, мол, надо делать так, чтобы те, кто употребляет, выходили из шкафа, говорили об этом публично. Я понимаю такую позицию, но не разделяю. Что касается декриминализации, то она необходима».

 

«Вытеснять алкогольную зависимость наркотической — это путь в никуда»

Мы обратились в МВД с просьбой прокомментировать, что ведомство думает по поводу идеи о легализации марихуаны.

«Полагаем проведение интервью в настоящее время нецелесообразным», — ответил начальник главного управления по наркоконтролю МВД Геннадий Казакевич.

Сторонники легализации настаивают, что «травка» гораздо безобиднее, чем водка и сигареты, которые сегодня доступны. Говорят даже, что марихуана не вызывает привыкания. Но специалисты настаивают: это заблуждение.

 

легализация марихуаны в Беларуси

 

«К нам приходят посетители, у которых есть зависимость именно от марихуаны, — говорит консультант реабилитационного центра «Исток» Дмиртий Сулим. — В основном, это люди, которые  не готовы брать ответственность за происходящее в своей жизни. Им кажется, что у них все хорошо, потому что марихуана не обладает такими большими разрушительными последствиями, как другие более тяжелые наркотики. В этом и есть коварство марихуаны. На самом деле, все иначе: психосоматические расстройства, ухудшение памяти, ухудшение зрения, формирование 100%-зависимости — вот, что ожидает человека, который длительное время употребляет «траву». Разумеется, зависимость не приходит с первой дозы, но она появится. Вы можете спокойно ходить в институт, на работу, заниматься обычными делами, а изменения в организме уже происходят, хоть вы этого и не замечаете. Обычно на это обращают внимание родители или другие близкие. Когда мы спрашиваем у наших посетителей, после чего они начали употреблять тяжелые наркотики, большая часть отвечает: после употребления марихуаны».

Вопрос о «безопасности» марихуаны мы также адресовали известному психотерапевту Алексею Ходоркину, который ежедневно сталкивается с зависимыми людьми.

«Есть люди, которые выступают за легализацию марихуаны в Беларуси. Естественно, я отношусь к этому плохо, потому что малые наркотики все равно, рано или поздно приводят к употреблению более тяжелых, — Хадоркин. — Удовольствие со временем уменьшается, а вот зависимость приходит. Есть мнение, что если бы была легализация, молодежь употребляла бы меньше спиртного. Вытеснять алкогольную зависимость наркотической — путь в никуда. Это приводит к деградации, а не прогрессу».

Может ли тюрьма исправить наркомана?

«К сожалению, у нас получают бешенные сроки наркотически зависимые люди, а крупная рыба проходит по течению и остается свободной, — считает доктор. — Выходит, чтобы добиться каких-то показателей, правоохранители ловят беззащитных людей, а серьезными делами не занимаются. Очень странные вещи происходят с казино и игровыми автоматами. Игровая зависимость у нас, почему-то, крышуется… Что касается наркотиков,  наказание должно быть жестоким, но только для наркодиллеров и наркобаронов. Естественно, должна быть градация: люди, которые зависят, но не распространяют наркотики, они должны подвергаться принудительному лечению».