Российские «Торы» помогут Беларуси прикрыть и военные объекты, и АЭС

Зенитно-ракетный комплекс «Тор-М2» весьма положительно зарекомендовал себя в вооруженных силах Беларуси.

Несмотря на скромность оборонного бюджета, Минск вынужден продолжить закупку передовых противовоздушных вооружений для защиты ключевых объектов своей военной и гражданской инфраструктуры.

Фото с сайта kupol.defence.ru

В этом году Беларусь наряду с шестью вертолетами Ми-8МТВ-5 получила от России очередную батарею зенитного ракетного комплекса (ЗРК) «Тор-М2». Об этом на днях сообщил командующий военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны генерал-майор Игорь Голуб.

По его словам, эта поставка произведена в рамках белорусско-российского военно-технического сотрудничества в соответствии с ранее подписанными контрактами для наращивания единой региональной группировки войск двух стран.

Впервые о закупке в России дивизиона зенитных средств нового поколения «Тор-М2» на базе колесного шасси («Тор-М2К») сообщил в феврале 2011 года тогдашний министр обороны Беларуси Юрий Жадобин. Из его слов следовало, что трехлетний контракт на поставку был заключен на очень выгодных для нашей страны условиях.

Как позже уточнил заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России Константин Бирюлин, документ был подписан в 2010 году и предусматривал продажу ЗРК «Тор-М2К» Беларуси по тем же ценам, по которым эти системы закупала российская армия. В значительной степени это объяснялось тем обстоятельством, что боевая машина комплекса базируется на колесном шасси Минского завода колесных тягачей.

В начале 2011 года в Беларусь прибыли первые компоненты «Торов», а уже летом 2012 года на российском полигоне Ашулук белорусские расчеты провели первые боевые пуски, которые были оценены на отлично. В конце декабря 2012 года поступила вторая батарея, в начале января 2014 года — третья. Из них сформирован дивизион в составе 120-й зенитной бригады в Барановичах.

Следующая, четвертая по счету батарея «Тор-М2К» поступила в Беларусь в начале декабря 2016 года и влилась в состав 740-й зенитно-ракетной бригады (город Борисов) ВВС и войск ПВО.

На ее вооружении сейчас находятся ЗРК «Оса». Предполагается, что со временем вся бригада будет перевооружена на «Тор-М2К», так как этот комплекс весьма положительно зарекомендовал себя в вооруженных силах Беларуси. В том числе и на учениях соединений и воинских частей, проходивших с 13 по 17 февраля 2017 года на полигоне Полесский. Тогда в ходе стрельб тактическая обстановка была усложнена тем, что одной из мишеней был выбран снаряд реактивной системы залпового огня «Град», то есть цель с минимальной эффективной отражающей поверхностью. Однако «Тор-М2К» успешно справился с боевой задачей, поразив все цели.

Как полагает ряд экспертов, дополнительным стимулом для наращивания закупок «Тор-М2К» стало нарушение воздушной границы Беларуси 4 июля 2012 года легкомоторным самолетом, который пилотировали шведские граждане. Это маленький самолетик, выбросивший над Минском десант игрушечных медвежат, показал техническую неспособность белорусских ВВС и войск ПВО эффективно противодействовать низколетящим воздушным целям.

Эта проблема в той или иной мере присуща системам ПВО всех стран. Однако в последнее время она приобрела особую остроту. Практически все современные летательные аппараты, кроме сверхзвуковых, могут совершать полеты на высотах от 5-10 до 150 м. Чем могут воспользоваться не только потенциальные агрессоры, но и авантюристы, террористы.

События 11 сентября 2001 года в США наглядно показали масштаб опасности. Весьма уязвимыми для терактов с воздуха являются тепло- и гидроэлектростанции, хранилища горючих и химически активных материалов, арсеналы и склады боеприпасов. Но особенно катастрофические последствия может иметь воздушное нападение на атомную электростанцию. Такая угроза станет вполне реальной и для Беларуси после пуска в эксплуатацию АЭС возле Островца.

В свете такого рода угроз «Тор-М2К» является весьма эффективным средством поражения самолетов, вертолетов, аэродинамических беспилотных летательных аппаратов, управляемых ракет и других элементов высокоточного оружия, летящих на средних, малых и предельно малых высотах (от 0,01 км), в сложной воздушной и помеховой обстановке, днем и ночью, в любых погодных и климатических условиях. В том числе — изготовленных с применением технологии «стелс».

Основной тактической единицей ЗРК «Тор-М2К» является батарея. Одна батарея — это четыре боевые машины (БМ), боекомплект (БК) каждой — 8 зенитных управляемых ракет (ЗУР) 9М330 вертикального пуска; две транспортно-заряжающие машины (ТЗМ), перезаряжающие БК боевых машин за 18 минут; мастерская технического обслуживания; батарейный командный пункт «Ранжир»; подвижная трехкоординатная радиолокационная станция дециметрового диапазона кругового обзора дежурного режима «Каста».

«Тор» максимально автоматизирован. Его аппаратура и программное обеспечение позволяют обнаруживать, опознавать и ранжировать цели по степени опасности. Комплекс в состоянии сопровождать 48 целей и обеспечить одновременное поражение четырех из них, параллельно выбрав оптимальный момент срабатывания радиовзрывателя боевой части ЗУР. Оператору остается выбрать из предложенного программой перечня целей те, что подлежат уничтожению в первую очередь, и дать команду на пуск ЗУР.

В случае отражения массированного воздушного удара, когда опоздание даже на доли секунды может иметь роковые последствия, есть возможность перевести ЗРК в полностью автоматический режим.

При необходимости две боевые машины ЗРК могут работать в режиме «звено», когда одна БМ может выдавать целеуказание по проводной или беспроводной связи другой БМ, удаленной от первой машины на расстояние до 5 км и действующей с неработающей РЛС.

Дальность действия станции обнаружения целей ЗРК — 32 км, максимальная скорость поражаемых воздушных объектов — до 700 м/с. Зона поражения «Тора» — до 15 км по дальности и до 10 км по высоте.

Важным боевым свойством «Тор-М2К» является то, что его базовое шасси МЗКТ-69221 способно передвигаться по всем видам дорог и разведанной местности, максимальный радиус поворота составляет 12,5 м, глубина преодолеваемого брода — до 1,2 м, максимальная скорость — до 80 км/час. Экономичный двигатель и два топливных бака емкостью 530 и 200 л обеспечивают запас хода в 1000 км.

Сконструированные специально для размещения систем ПВО малого и среднего радиуса действия, шасси семейства МЗКТ-6922 сочетают в себе преимущества гусеничных и колесных платформ.

Во-первых, они созданы на базе просторного несущего корпуса. Он, в отличие от рамных образцов, позволяет разместить оборудование и экипаж комплекса ПВО во внутреннем объеме шасси, аналогично гусеничному варианту.

Размещение же основного оборудования комплекса ПВО внутри корпуса колесного шасси позволяет сохранить такой же низкий центр тяжести и такую же низкую общую высоту, как и при установке на гусеничное шасси. Чем обеспечивается высокая устойчивость комплекса во время боевой работы и удобство транспортировки его машин авиационным и железнодорожным военным транспортом.

Во-вторых, колесное шасси МЗКТ (как и его гусеничные аналоги) обеспечивает высокую стабильность работы установленного оборудования благодаря уникальной независимой гидропневматической подвеске собственной разработки, отличающейся высочайшей плавностью хода.

При этом шасси семейства МЗКТ-6922 по сравнению с гусеничными аналогами имеют в разы более низкий расход топлива. Что вместе со значительно (до 10 раз) возросшим ресурсом до капитального ремонта и отсутствием ущерба для покрытия дорог значительно снижает расходы эксплуатантов шасси.

Таким образом, есть все основания полагать, что закупки Беларусью у России комплексов «Тор-М2К» в обозримой перспективе будут продолжены. Вопрос заключается в их количестве, которое будет зависеть от возможностей военного бюджета.

В декабре 2011 года тогдашний заместитель министра обороны по вооружению генерал-майор Иван Дырман заявил, что к 2020 году на вооружении белорусской армии должно находиться как минимум десять батарей комплексов «Тор».